Юбилей актрисы
Житейское море Светланы Замараевой
Юбилейная исповедь
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат областной премии «Браво!», народная артистка России актриса Тюза Светлана Замараева в июле отмечает шикарный, блестящий, радостный и многообещающий юбилей!
— Светлана, сколько лет вам было, когда вы осознали: хочу стать актрисой! Как это произошло, помните? И если бы не актриса, то кто?
— Представляете, я до поступления в театральный институт и в театре-то никогда не была! Где в своей жизни я сделала выбор, сказать трудно: то ли когда рассматривала бабушкины журналы про театр, который она очень любила. Сейчас ей 101 год, живет в Крыму, всегда интересуется, как у меня прошел спектакль. Она работала на кораблестроительном заводе, а после смены бежала в народный театр репетировать. У нее в тумбочке всегда хранились журналы «Театральная жизнь» и «Советский экран»… То ли фантазию во мне пробуждали роскошные леса, папа был военным и мы часто переезжали с места на место, жили в военных лесных гарнизонах.
Одно помню точно – это ОЩУЩЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА. Радость сочинения чего-то нового! Фарфоровая балеринка «Умирающий лебедь» на бабушкином трюмо. .. Ах, какое удовольствие было складываться в эту трагическую позу! Тюль с окон превращался в прекрасную пачку. И еще была целая коробка фотооткрыток артистов. И маленький проигрыватель с пластинками Утесова, Шаляпина, Великановой , Кристалинской, Шульженко. А еще на дверце шкафа большое зеркало – то есть полный комплект для рождения артистки в неактерской семье! Все мои родные далеки от профессионального искусства, но они творческие люди.
Не обязательно служить в искусстве, чтобы быть творческой личностью. Не обязательно делать что-то витиеватое. Иногда все просто. Вот моя мама: два штриха – и уже уютно в доме, заколола воротничок – и уже нарядно, рассказала что-то из жизни – и стало светло… (О таком взгляде на жизнь и сочинился спектакль « Житейское море»).
Можно научить ремеслу, сказать: держи руку вот так, а инструмент вот так, сюда наклони, здесь прижми, так води смычком. А искусства не будет, если не будет наблюдательности, любви и стремления к высокому.
Так, на чем я остановилась?
Первый класс. Конкурс чтецов. Учительница выбрала для меня стихотворение «Умирающий Лебедь». «Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где шепчут камыши, чья-то песня слышится печальная, как последний вздох души». И в конце: «оттого так пел в последний раз, что пред смертью, вечно примиряющей, видел правду первый раз»… Эта таинственная, пугающая и манящая тема – грань между жизнью и смертью, что за чертой? А уж когда класс вывезли в город на балет «Лебединое озеро», я интуитивно начала понимать, куда все это – размышления, жалость, боль потери – можно перераспределять. Все искусство основано на СТРАДАНИИ. Балет – абсолютное искусство, где несовершенство мира, его искажение приобретает какую-то новую реальность, отнюдь не теряя глубины. Итак, чешки в сетку – и в балетную студию местного дома культуры!
Окончание школы. Готовлюсь в юридический. Адвокат, можно сказать, очень актерская профессия! Но сначала надо пройти практику в милиции…А при Консерватории (это мы уже приехали в Свердловск) открывается театральный факультет, который потом стал институтом. Курс народного артиста России Марченко. Ну вот…подробно в двух словах….
— Назовите среди своих образов три первые, которые сейчас пришли вам в голову. Наверное, они самые важные?
— Спектакль Анатолия Праудина «Алиса в зазеркалье» — он был фантастическим! Первые гастроли в Москве. Я иду по Красной площади, сыграв три спектакля «Алиса в Зазеркалье», медленно волоча ноги со сбитыми коленками, с лицом, растертым гримом и слезами, осипшим голосом и… с огромнейшей охапкой желтых тюльпанов! Счастливая молодая артистка! Это была моя Победная Весна. Мой парад по Красной площади!
В спектакле – каскад придумок, идей, образов. В волшебном, недобром мире моя Алиса проходила ооочень сложный путь от маленькой девочки до взрослой женщины, испытав и жажду власти, и предательство, и саморазрушение: потеряла свое имя, превратилась в пешку, бегала и прыгала со связанными ногами – большая физическая нагрузка. И после такое желание вернуться домой. Домоой!
А еще на сцене были настоящие рельсы, ездил настоящий поезд. И был настоящий котенок: эта кошечка потом прожила у меня 19 лет. Спектакль шел три часа, его ставили по два в день. Аааааа! Костюмы не успевали сохнуть. А еще… А еще…Хороший был спектакль.
Дальше. « Чайка» режиссера Георгия Цхвирава.
Удивительный мир Антона Павловича Чехова. Ах, как он лопатил эту нашу жизнь! У него даже крестьяне с высокой культурой. Ведь культура не определяется образованием, это юоязнь обидеть ближнего, сделать что-то неудобное для другого, это и есть культура, интеллигентность. Я на всю жизнь полюбила Чехова. Спектакль шел более 17 лет! Один из немногих спектаклей, когда артисты стояли за кулисами и смотрели сцены с участием друг друга: все необыкновенно хорошо играли свои роли.
Конечно же, «Анна Каренина». Анатолий Аркадьевич Праудин потрясающе рассказал эту историю! Разрушал стереотип восприятия романа. До сих пор помню и чувствую атмосферу тех сцен. Это было о том, что «маленькая соринка, попавшая в глаз, нарушает правильность зрения»; не о любви, а ее отсутствии, горькая история. И было очень интересно работать, ооочень, сочинять, искать…
Назову еще «Ля бемоль», Шурочка. Странное существо: «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой и сердцем пламенным и нежным». Нет ничего уродливей пустой бездуховной красоты и прекрасней моей уродливой Шурочки!..
А «Укрощение строптивой»! А «Эвита!!!
— Образ Февронии, давно это было. Вам жалко расставаться с персонажами, когда они уходят со сцены вместе со спектаклями?
— «Житие и страдание преподобной мученицы Февронии», дивный период в моей жизни, важный творческий и личный этап. Я тяжело переживаю остановку спектакля. После каждого спектакля находятся места, которые планируешь доиграть в следующий раз, а возможности не предоставляется. Но эти размышления не бесполезны, они переходят в другие роли. Каждая роль – это синтез уже сыгранных.
— Вы досконально изучаете будущую роль или схватываете суть и раскручиваете экспромтом?
— Подготовка к роли присутствует всегда. В «Алисе» я укрепляла себя спортом. В «Карениной» изучала « Клиническую психиатрию», в школу глухонемых ходила для Верки из рассказа Шукшина, для « Миллионерши» брала уроки бокса. Вот какая у нас профессия интересная! Феврония привела меня в женский монастырь. Знакомство с людьми, мудрыми не книжной мудростью. Это было для меня бесценным подарком.
— Сейчас в ТЮЗе у вас только два спектакля: «Без вины виноватые» и «Житейское море (вид из театра)». Как вы к этому относитесь?
— Паники нет. Творческая работа идет постоянно. Это будет временем накопления. Вот коплю! А там видно будет, что будет…
— Последняя по времени работа в Камерном театре, «Миллионерша», расскажите о ней.
— Это идея Лидии Александровны Худяковой, легендарной женщины, благодаря которой возник этот дивный Камерный театр, да и весь Литературный квартал! Здесь я играю в « Варшавской мелодии» Ярополка Лапшина и «Пигмалионе» в режиссуре Евгения Ланцова. Постановка «Миллионерши» ее давняя мечта. И вот мы сыграли премьеру! Как я любуюсь своими партнерами! Верю, что спектакль будет иметь интересную жизнь.
Я читала, что выдающаяся русская актриса Мария Бабанова не любила премьеры. И я на премьере всегда страдаю. Ведь премьера – это что? Свою работу сдают режиссер, художник, композитор. Но здесь только начинается подготовка к актёрской премьере. А уже полный зал! Хорошо бы раз 10-15 спектакль сыграть, а там бы и праздник устроить! Успокаивает лишь то, что так было и до тебя. Очень благодарна тем, кто может видеть за всеми «НЕ ДО» перспективу, а не ставит точку.
— Анатолий Праудин говорил, что с вами тяжело – но интересно работать. Тяжело – и интересно, все по одной причине: у вас присутствует собственное видение роли, спектакля, образа. А режиссеры этого вроде бы не любят…
— Да? Мне кажется, интересно работать как соратники, а не просто как исполнители. Личная творческая инициатива необходима! Режиссер Туманишвили написал: «беда, когда встречаешь тупого артиста – показываешь ему Луну, а он смотрит на твой палец». Режиссерская профессия очень сложная, очень. Когда на репетициях подчиняешься замыслу, а не амбициям, это такое актерское счастье! Думаю, что даже в жестком режиссерском рисунке хороший артист может импровизировать. Именно на этом стыке происходят порой художественные открытия. А если человек только упивается иллюзией своей власти, или сам не разобрался, что хочет сказать, тогда неизбежно случаются конфликты.
Слава Богу, я в своей актерской жизни встречала удивительно талантливых , необыкновенно старательных и честных в своем деле режиссеров. Мы вместе поднимали глубокие и необходимые вопросы: о жизни и смерти, о верности и жертвенности, о покаянии и возрождении.
— Героини, в образы которых вы вживались, оставляли в вас что-то, меняли вас?
— Конечно! Работа над ролью это же не просто текст выучить. Это и размышления, и споры, и чтение литературы, и знакомство с людьми, все это, естественно, тебя обогащает как личность. Вот ведь какая работа! Вектор актерской профессии направлен, прежде всего, на познание собственного Я. Вот Феврония! Эту роль не столько я делала, сколько она меня…
— Не возникает ли порой желание «уйти со сцены» и спрятаться дома? Не устаете находиться постоянно под прицелом взглядов сотен людей?
— Быть дома ооочень люблю, когда родные рядом. А быть «на людях» …ох, это для меня всегда испытание. Хотя наблюдать, рассматривать, изучать – это так интересно! Люди такие разные, очень разные, и это завораживает. Какая все же интересная жизнь!
Светлана о себе в двух словах
— Что сейчас читаете?
— Как правило, сразу несколько книжек с закладками. Вот переписка Чехова, Станиславского, труды Святых отцов.
— Посещаете ли театры как зритель?
— В этом сезоне, к сожалению, не была. Но смотреть спектакли коллег очень люблю.
— Как отдыхаете?
— Читаю или сплю.
— Вы оптимист?
— Стараюсь!
— Когда вам трудно, что делаете?
— Надо побыть одной и – направить взор на Небо!
—Согласны ли вы, что искусство должно быть вне политики?
— Искусство должно давать Надежду! Помочь разобраться в себе!
— Пример вопроса, на который у вас нет ответа.
— Ооо! Таких куча! Но полагаюсь на Бога. Господь все управит!
— Кодовое слово вашей личности.
— Оно же кодовое, секретное !
Материал подготовила
Марина Романова
Журнал «Культура Урала» июнь 2015
1людмила
пишет 27 Июл 2015 в 19:31
Очевидно,очень яркая личность!