«Ханума» в закрытом Озерске

Четверг, 13 Сен 2012, 16:08 | Рубрика: Театр

 Персональный спектакль

 Театр для закрытого города может стать каналом связи с большим миром

На сцене

Мы приехали в Озерск во время Недели премьер. Каждый вечер в театре драмы и комедии «Наш дом» демонстрировались постановки из числа самых свежих, недавно созданных. Хитом сезона стал спектакль, уже одно название которого вызывает в памяти шлейф ассоциаций, – «Ханума». Написанная в конце века XIX, комедия «с грузинским акцентом» оказалась востребованной во второй половине века XX и до сего дня. Посмеяться не впустую привлекательным казалось и тогда, и сейчас. Озерская версия сохранила канонический подход к материалу, но вместо полюбившейся мелодии Гия Канчелли воспользовалась оригинальной музыкой уральского композитора Сергея Моисеева.

В небольшой закрытый городок Челябинской области группа критиков из Свердловского отделения Союза театральных деятелей ехала с подспудными опасениями типа «в небольших городах и искусство «небольшое». Скептиков ждало разочарование, а оптимистов – награда. Создателей спектакля следует поблагодарить. Сначала за то, что они не сделали.

Публику не старались рассмешить ужимками и кривлянием, что, по убеждению некоторых или даже многих современных режиссеров, является залогом успеха. Ее не тормошили подмигиванием и «толстыми» намеками на местные параллели. Спектакль обошелся без пошлости, от начала до конца он точно выдержал взятую ноту «естественной легкости разрешения сложных жизненных вопросов». Артисты не пытались переиграть или перепеть известных исполнителей. Режиссеру из Екатеринбурга Михаилу Пазникову удалось вырастить спектакль таким, что тот ни с кем не соревновался, уважал самого себя и чувствовал уверенность вне зависимости от контекста других постановок.

Теперь спасибо за то, что сделали. Спектакль получился искрометным, динамичным, нескучным. Калейдоскоп сцен бытовых и ярмарочных сменяется любовно-лирическими сюжетами, конфликтами желаний и «конкурентной борьбой». Мощный жизнеутверждающий импульс исходит, прежде всего, не от молодых героев и артистов, а от людей опытных, узнавших жизнь и не уставших ей радоваться. Когда на сцене появляется Ханума в исполнении заслуженной артистки России Елены Шибакиной, ее встречают аплодисментами. Актер неизменно передает герою собственное мироощущение. Елена убедительна в роли сильной женщины, сохранившей позитивный взгляд, желание помогать влюбленным, да она и сама готова к любви! Ее соперница сваха Кабато (артистка Елена Лагодич) – современная карьеристка, обаятельная своей хваткой, готовая на многое ради победы, но умеющая и проигрывать. Центр притяжения данного спектакля – именно эти персонажи. Они перетянули на себя внимание зрителей, и противостояние двух главных мужских фигур: родового, но безденежного князя и богатого, но безродного купца, — проявилось менее выпукло.

Состояние актерского куража заряжает своей энергетикой зал. Вихрь танцев и песен; все герои, в том числе непервостепенные, имеют собственный «сольный выход». Не каждый драматический артист обладает выдающимися вокальными и хореографическими данными, а ведь в спектакле 31 (!) музыкальный номер. Был специально приглашен специалист по вокалу (Светлана Банных), одним из самых сложных явилась отработка пластических композиций (хореограф Андрей Иодловский). Артистов «мучили» по несколько часов в день, зато в результате они не мучили зрителей непрофессионализмом.

 

Ханума в Озерске

Сцена из спектакля Ханума

Спектакль «Ханума» вряд ли фестивальный, перед ним не ставились задачи поиска дополнительных смыслов и необычных выразительных средств. Кредо режиссера Михаила Пазникова – наивный театр: «Нет никаких вторых планов, есть только первый. Артист выходит к зрителю с открытыми глазами и открытым сердцем – и просто ведет свою роль». Зато спектакль явно гастрольный, он будет прекрасно смотреться и на чужих сценах. Но его прокатная судьба зависит не только от качества постановки, но и от желания местных руководителей.

 За пределами сцены

Мы приехали в Озерск во время Недели премьер. На «Хануме» зал на 500 мест был полон под завязку. День назад на спектакле «Сирано де Бержерак» присутствовало 40 зрителей. Не потому что он получился слабым, нет: он сложный, неоднозначный, многоплановый. Спектакль по пьесе модного сегодня ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад» был откровенно заблокирован группой зрителей во главе с учительницами литературы.

Реальность такова. В Озерске есть высокопрофессиональный театр, работающий на разные категории зрителей, удовлетворяющий кассовый спрос и не забывающий об альтернативном искусстве; есть прекрасное здание в мраморе и яшме, поддерживающееся в хорошем состоянии. Но есть и объективные условия закрытого города: зритель жестко ограничен количественно, а его вкусы стабильны и неизменны, и так в течение многих лет.

В мировой театральной практике давно высчитано количество тех, кто посещает театр: от 3 до 5 процентов населения. В Озерске это примерно 3 тысячи человек. Гостей в городе практически нет. Здесь действует «правило семи премьер»: ровно столько показов собирает зал, но после того, как все театралы посмотрели новую постановку, кое-кто не по разу, спектакль впадает в состояние летаргического сна и в таком виде сохраняется в репертуаре. В результате служители Мельпомены вынуждены создавать все новые и новые произведения; иногда одномоментно репетируется два-три спектакля для большой и малой сцен, да еще авторские проекты.

Вынужденное состояние творческого подъема засчитаем-таки в плюс; но финансовое напряжение от подобной ситуации пойдет явно в минус. Директор театра Владимир Кулик рассказывает: «В «новогоднюю кампанию» мы зарабатывали на постановку «Ханумы», «Ханумой» сейчас зарабатываем на следующую постановку – «Птица Феникс возвращается домой» по пьесе Ярославы Пулинович». Станет ли произведение новой драматургии источником для продолжения финансовой цепочки, покажет время. Лично у меня уверенности нет, судя по господствующему зрительскому менталитету.

 

Озерск красивый город

Красивое звучное название появилось у Озерска не так давно, благодаря замечательному расположению между трех озер. В советские времена подобные города являлись безымянными, зато номерными. Но народ придумывал им прозвища: «плутониевые», «шоколадные» (в смысле, что люди в период всеобщего дефицита существовали там как в шоколаде). А недавно мне довелось услышать, в том числе от озерцев: «замороженные». Закрытые территориальные образования, которые до сих пор сохранились в нашей стране, продолжают жить особой жизнью, словно вне времени, о чем сами, кстати, постоянно приезжим напоминают.

Прошлое ощущается здесь осязаемо, в том числе лучшими, вызывающими ностальгию чертами. Оазис стабильности и неспешности в быстро меняющемся, скачущем, беспокойном мире. Здесь мало что происходит. Прогуливаясь по набережной, мы увидели снесенный поребрик, похоже, его сшибла машина. «Ну, теперь месяца два будет о чем говорить и писать…», — смеется жительница городка. Удивительно, но здесь почти нет интриг (господи, да какой же театр без этого?!).

Закрытые города продолжают оставаться отрезанными от «большого мира». Это странно в эпоху всепроникаемости интернета и других средств связи. Вроде бы, включил ноутбук – и чувствуй себя гражданином Земли. Но, оказывается, реальная земля, по которой ходят реальные люди, влияет куда сильнее, чем виртуальные возможности безграничья. Границы, они остаются: вокруг городов; внутри людей. О психологии закрытого города время от времени пытаются рассуждать в «Росатоме», так как признают и отрицательные стороны «отрешенности»: «ЗАТО не допускают не только «чужаков», новых людей, но и непривычные идеи».

Одним из каналов связи с миром и со временем может стать культура, наиболее свободная, наименее зашоренная сфера жизни. Мир искусства по определению более пластичен, восприимчив новому, чем другие слои общества. В театре «Наш дом» имеются силы и присутствует желание

проводить фестивали, без которых современное культурное пространство невозможно представить. Здесь создается достойный продукт – спектакли, которые могут быть вывезены за пределы города и стать его знаком, меткой, средством знакомства.

…Озерский театр – ровесник комбината «Маяк», градообразующего предприятия. Театр возник, когда во вновь созданном населенном пункте еще не существовало ни одной школы. Запустили первый реактор одновременно с первой премьерой. Рассказывают, сам Курчатов часто посещал спектакли, которые служили для него источником вдохновения, и если для озарения ученому требовалось общение с искусством, срочно собирали труппу и играли персонально для него…

Но сейчас собственные начинания театра не встречают глубокого понимания у местной администрации. Фестиваль, который несколько лет проводили озерцы, сошел на нет из-за «финансовой недостаточности», как будто это было их внутреннее, личное дело. Все сложнее приглашать режиссеров на постановки, а ведь «режиссерская антреприза» великолепное средство расширения зрительского сознания. Город пока не использует потенциальные возможности театра «Наш дом» идентифицировать его в большом открытом мире.

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

комментария 2 на ««Ханума» в закрытом Озерске»

  1. 1надежда

    Замечательная заметка! Чувствуется профессиональный подход журналиста. Не только оценкак сценической постановки, но и социальный подход!. интересно, прочитал ли кто-то, кто имеет отношение к администрации Озерска?

  2. 2Марина

    Надеюсь, что прочитал. Я сообщала о публикации сотрудникам театра, в их интересах показать текст местной администрации.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.