Уроки пения от Пименова
Вокальные занятия в хоровом колледже проходят по авторской методике Сергея Пименова, которая широко известна в кругу профессионалов и востребована: проводятся мастер-классы для специалистов в Свердловской области, а также во время гастролей и фестивалей в городах России и других стран.
— Сергей Юрьевич, в чем суть «фонетического метода Пименова»?
— Голосовые связки – механизм сложный и тонкий. Пианист, тот хотя бы видит свои руки, может контролировать их постановку. А как управлять тем, что не видишь? Традиционное обучение строится по принципу «бери пример с меня». Чтобы взять такую-то ноту, педагог показывает, что следует сделать со своим организмом. Как ребенку сказать, например: «представь, что у тебя в горле горячая картофелина», и чтобы он еще пел при этом? Я не говорю с детьми о постановке дыхания, не вторгаюсь в физиологию. Но специально подобранные фонетические упражнения позволяют разработать артикуляцию, научиться петь правильно. В результате дети а’капельно, без сопровождения инструмента, исполняют «Полет шмеля» Римского-Корсакова — без слов, одним голосом: это о чем-то говорит?! По такой системе можно распеть каждого, я в этом убежден.
— В этом мне довелось убедиться однажды, когда вы проводили «открытый урок пения» для журналистов и за 15 минут индивидуальной работы с взрослыми людьми, исходно убежденными, что петь им не дано, поменяли их взгляд на самих себя. Сергей Юрьевич, но нужно ли распевать каждого ребенка? Не проще ли отобрать природно красивые голоса и работать с ними?
— Найти красивый, мощный голос – большая удача для дирижера. Но этого еще мало. Без общей школы даже хорошие голоса не образуют хора. Один поет в высокой позиции, другой в низкой, нет единого подхода – и пение распадается. Научить петь, можно каждого, но когда коллектив ставит перед собой высокие задачи, требуется иной подход.
Отбор в колледж существует. Серебряный тембр мальчишеских голосов невозможен больше ни в какое другое время жизни. Но век мальчиков короток, происходит мутация, голос меняется. Зато с годами наращивается его сила. Время здесь не обгонишь, и ребенку приходится заново осваивать свой голос. Критерии, которые мы учитываем, принимая мальчиков в наш коллектив, следующие. Здоровый голосовой аппарат – необходимое условие. Умение работать, не лениться, осваивать большое количество информации. Плюс заинтересованность родителей, которая способна поддержать ребенка на этом пути. Пение – огромный труд: физический, когда одномоментно задействованы разные группы мышц, эмоциональный, нравственный, ведь мы осваиваем высокие образцы музыкального искусства.
— Требуется ли юным певцам какие-то особые методы ухода за голосом?
— Держать себя в форме, конечно, необходимо. На состояние голоса влияет многое, в том числе эмоции. Плохо выходить на сцену подавленным, расстроенным, голос не зазвучит. Дети знают, что вредны семечки, они отрицательно влияют на связки, нежелателен шоколад, мороженое допустимо лишь в теплом виде, перед концертом нельзя наедаться… Если ты любишь свою профессию, то будешь учитывать эти в общем-то простые правила. Лучшие певцы – пример для подражания. У Шаляпина были свои методы сохранения голоса, и он ни разу не сорвал выступления из-за недомогания.
— Россия традиционно славилась низкими мужскими голосами. В репертуаре мужского хора «Русские певчие» много произведений, основанных на ярких сольных партиях нижнего регистра. Басы и баритоны остаются нашим «национальным достоянием»?
— Конечно. Баритон Дмитрий Хворостовский, например. В нашем коллективе тоже есть самобытные низкие голоса. Но и с голосами сейчас происходят перемены. В XXI веке люди и говорят, и поют более низко, чем в XIX: диапазон опустился примерно на кварту. Большая редкость теперь высокие голоса. Может, поэтому именно тенора стали любимцами публики.
— Не кажется ли вам, что в нашей стране постепенно утрачиваются традиции коллективного пения?
— Русские — певучая нация. Язык наш так устроен, что он льется, длится, а не «режется» на короткие отрывистые фразы. Возможно, просторы так повлияли на русскую речь и создали ее напевность и раскатистость. Но происходит и эволюция — и речи, и жизни. Сегодня ситуация иная, идущая вразрез с исконной русской традицией: из поющей нации мы превратились в мало поющую, в сравнении с другими. Мы много ездим и видим, как, например, в Германии и Нидерландах поют целые города во главе с мэром, а в Соединенных Штатах Америки хоровая ассоциация включает несколько миллионов человек. Дальновидные политики понимают: хоровое пение объединяет нацию, укрепляет ее волю. Не случайно во многих странах действуют целевые программы развития хоров. К тому же, что немаловажно, это один из самых экономичных видов искусства. Сегодня мы проводим различные хоровые фестивали, которые, надеемся, возродят интерес к хоровому пению в широких кругах.
— Сергей Юрьевич, вы всегда подчеркиваете, что выпускники колледжа вовсе не обязаны выбирать музыкальные специальности. Возможно, это происходит из-за падения престижа профессии?
— Совершенно не согласен. Не престиж профессии падает, а ее оплата. Парни, будущие главы семейств, конечно, учитывают, что деятели культуры получают у нас меньше, чем представители многих других профессий. Тем не менее, конкурс в средние специальные и высшие учебные заведения среди вокалистов по-прежнему высок!
— «В школе только мальчики». Не обделены ли учащиеся колледжа в чем-то: в то время как реальный мир состоит из двух половин, их школьный мир – из одной?
— Раздельное обучение — в рамках российской традиции. Природа у нас разная, уровень стараний, творческий потенциал. Я убежден, что мальчики должны учиться, соревноваться, конкурировать с подобными себе. А от мира они не отделены. Разве лучше, если парень с детства дергает соседку по парте за косу? Вряд ли это способствует формированию рыцарских качеств. Наши ребята умеют ухаживать, могут поговорить на любую тему, в них воспитан дух уважения к девочкам, и тем это очень нравится. Мужской коллектив делает ребят более мужественными. Преподаватели учитывают мужскую психологию. Иной раз мне кажется, что мальчики еще более ранимые, чем девочки. Замечания им нужно делать стимулирующего характера: «молодец, но можно это сделать лучше».
— Сергей Юрьевич, 20 лет назад, в момент рождения хорового лицея, вы ставили перед ним определенные задачи; они выполнены? Какие задачи ставит нынешний момент?
— Целью создания лицея было объединение поющих детей в одном учебном коллективе. Это удалось осуществить. Выпускники колледжа получают два документа государственного образца: аттестат о среднем образовании и профессиональный диплом уровня музыкального училища. Сегодня нам важно, чтобы горожане наконец осознали, что в СМХК не только поют, здесь идет процесс многостороннего образования и воспитания настоящих мужчин. Наш главный девиз – «человек не может быть единожды талантлив». Если во время хорового пения ребенок решает 8-10 задач: строит голос, следит за интонацией, за музыкальным рядом, слушает партнера, и так далее – то и в других сферах жизни он способен к мощной концентрации собственных усилий.
1Людмила
пишет 17 Янв 2013 в 18:25
Интересный и умный мужчина,наверное,приятный собеседник.