«Там живут люди», новый спектакль Волхонки
Отсутствующее настоящее
Зависание в безременьи – это случилось с героями
новой постановки театра Волхонка
…Сцена как замкнутое пространство дома, жизни, души. Действие происходит за столом: бокалы, чашки, кусочки торта, мелкие житейские радости. Хозяйка дома Милли, женщина зрелая и сохранившая «интересность», отмечает день рождения. Приглашены ее жильцы: парень-философ Дон и простак Шорти. Может быть, зайдет господин Алерс, ее бывший возлюбленный? Но нет, он остается «за кадром». Что ж, веселье случится и без него! Пусть все видят, пусть все слышат: здесь живут люди!
«Здесь живут люди», называется пьеса южноафриканского драматурга Атола Фугарда. «Там живут люди», называется новый спектакль екатеринбургского театра Волхонка, режиссер Алексей Янковский. Так живут люди. Страдают, ссорятся, горюют о несбывшемся, бывают несправедливыми друг к другу, много требуют, мало отдают – и мечтают о любви.
У каждого героя – своя история. Милли (роль исполняет Татьяна Савинкова) покинута любимым перед самым юбилеем. Дон (артисты Игорь Решетов, Антон Рабецкий) пережил экзистенциальный кризис, начитавшись Сартра, его представления о жизни книжные, сугубо теоретические. Шорти (Сергей Ювженко) патологически влюблен в собственную жену, которая не отвечает ему взаимностью и тоже страдает.
Но трагедия не только в отсутствии личного счастья. Герои зависли в пространстве, где прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Медленно, вязко, скучно, пусто длящееся настоящее. Ровные голоса, без эмоций, без настроения, без интонаций. Бесцельное тиканье минут, монотонное повторение цифр, вынужденное перелистывание страниц. Всеобщее оцепенение перед жизнью. Но у Милли день рождения, и она ждет праздника. Если его нет внутри, давайте устроим его «снаружи». Рассмешите меня! Будем петь, будем танцевать!..
Завершается спектакль «отсутствующего настоящего» красивой картинкой-иллюзией. Скатерть превращается в полотно экрана, по которому между салфетками и бокалами вина в танце кружатся пары. Прекрасные женщины, идеально сложенные мужчины, лица одухотворены чувством, в воздухе разлито счастье. Но это кадры из фильмов, это не живые персонажи, а придуманные. Наверное, о такой жизни мечтают герои, но в реальности она не случается, никогда.
Спектакль тонко созданной атмосферы, глубокой грусти, недоумения, множественных личностных ассоциаций, воспоминаний и, конечно, надежд.
Новая постановка содержательно и интонационно логически встраивается в репертуарную линию Волхонки. По словам художественного руководителя театра Татьяны Савинковой, несколько лет назад был осуществлен плавный поворот в сторону спектаклей «для думающей аудитории». «К выбору пьес мы стали подходить более осознанно, чем раньше. Нужно уважать своего зрителя: мы в ответе за тех, кого приручили. Главным критерием отбора является качество произведения, его глубина и философское осмысление ситуаций. Ориентируемся на небытовое прочтение даже самого простого по сюжету материала. Если молодые будут видеть на нашей сцене такие вещи, как «Сталкер», «Пять вечеров», «В ожидании Годо», «Там живут люди», — плохого из них не вырастет. Ведь животное из человека лезет, когда душа не работает. Нам нравится сотрудничать с режиссером Алексеем Янковским, потому что он делает не сюжет, а внутреннюю историю».
«Вы главный режиссер театра?», — спросили однажды Алексея Янковского. Конечно, нет. Санкт-петербургский режиссер работает с разными театрами, в этом его принцип, а Волхонка работает с разными режиссерами, в этом ее принцип. Но вопрос не случаен. Если внимательно посмотреть текущий репертуар, имя Янковского встретится чаще прочих. С ним связаны многие значимые постановки последних лет. С ним связаны и планы: в мае начнется репетиционный процесс спектакля «Дни Турбиных», премьера намечена на осень. Очевидно, заявленная Волхонкой позиция интеллектуального театра удачно коррелируется с режиссером-философом. Вот несколько высказываний Алексея Янковского после одной из заключительных репетиций.
О конфликте спектакля
— В чем конфликт? В божественном происхождении человека и его тяжелом социальном существовании. Это основной конфликт и драматургии, и жизни. Мир остается неизменным – а социум меняется. В результате внутри человека созревает конфликт, из которого он пытается вытянуться к свету. Иногда эту тягу мы называем любовью. По сути же, конфликт всегда один: между желаниями и невозможностью их осуществления. Здесь – желанием любви и ее отсутствием. Если говорить по большому счету, то иногда любовь существует только в искусстве, та, какой мы ее представляем. В театре, в кино зритель видит свое представление о любви. Если ему артисты не мешают, конечно, если проводят сюжет, не заслоняя главное – тему.
Можно сказать так: это спектакль о личной жизни человека. О том, чем он не делится даже с самыми близкими людьми: с женой, с мужем, с братом.
В результате жизни человек должен полюбить свое страдание и даже – свою смерть. Потому что смерть – это самая большая и последняя любовь человека. Пройдя все стадии любви, люди познают последнюю.
О театре
Ни в коем случае нельзя соединять жизнь и театр. Как сказал Пушкин, гений и злодейство – две вещи несовместные. Бог, желая что-то разделить, посередине всегда ставит человека. Человек пытается соединить противоположности, в этом его мечтания и метания, пока он не приходит к пониманию ненужности и невозможности этого и не повторяет, вслед за Пушкиным, да, есть вещи несовместные.
О режиссерском методе
— Я предпочитаю работать на «территории сельского хозяйства»: привести зерно, посадить и посмотреть, что вырастет. Если я хочу получить сосну в Америке, я не повезу туда дерево, а возьму семечко. Семя будет одно и в России, и в Америке, а сосны вырастут разные. Я ставил спектакль «Там живут люди» в санкт-петербургском театре. В Екатеринбурге другая актерская среда, другая зрительская аудитория. Что вырастет на этот раз? Могу сказать точно, не будет ни одной похожей реакции. Зритель здесь является одним из действующих лиц. Предполагаю, что зритель не всегда будет аплодировать: очень сложно аплодировать самому себе, той работе, которая происходила в тебе во время спектакля.
Журнал «Культура Урала»