Скульптурная революция

Суббота, 23 Фев 2013, 14:27 | Рубрика: Искусство

Несколько памятников способны изменить атмосферу города

 В то время как одни ученые доказывают наступающее глобальное потепление, а другие не менее убедительно — грядущее похолодание, своеобразный «климат-контроль» удается осуществлять на местном уровне. Атмосфера большого города зависит не только от скопления туч над ним, но и от особенностей архитектуры, навязчивости или корректности рекламы, ухоженности зон отдыха.

О том, как влияет монументальное оформление города на его менталитет, мы писали неоднократно. «Памятниковый ландшафт Екатеринбурга почти не изменился за полвека, продолжается фетишизация тяжелой индустрии. Отсутствие движения свидетельствует об окостенелости части общества». За последнее время произошли серьезные перемены. Появилось несколько композиций, выполненных в новом для промышленного центра стиле. Климат Екатеринбурга чуть-чуть потеплел благодаря памятнику клавиатуре, влюбленным, Владимиру Высоцкому. В областном центре появились две скульптурные аллеи, которые подорвали тотальное господство тяжеловесных форм. В отличие от социальной революции, культурная, в частности, скульптурная революция возможна в отдельно взятом городе.

Золотой самородок

Новая традиция возникла одновременно с установкой скульптуры. К «Золотому самородку» уже приезжают свадебные пары, чтобы прикоснуться к сусальному боку каменной глыбы и обрести богатство. Вкусы публики и специалистов совпали: композиция Владимира Наседкина завоевала первое место на международном фестивале садово-парковой скульптуры, покорив судей современным подходом к «капитализации символа». Но не все работы участников фестиваля были однозначно восприняты зрителями. «Да как же вы не понимаете, это здорово!» — втолковывал продвинутый подросток ортодоксальным «предкам», с недоумением взиравшим на изваяние под названием «Транс». Реакция масс подтверждала, что к абстрактным произведениям искусства у нас еще не привыкли. Ну что ж: пора привыкать.

В Екатеринбурге подобный фестиваль проводился впервые, хотя давно известен в мире как способ, с одной стороны, дать возможность художникам высказаться, с другой стороны, без высоких затрат украсить город памятниками. Из 52 проектов было выбрано 13. Каждому победителю конкурса предоставили кусок мрамора размером метр на полтора, стипендию размером тысяча долларов и полную творческую свободу. Единственное условие — не противоречить концепции фестиваля, то есть никакой политики, войны и прочих грустных вещей, ведь скульптурам предстоит украшать парк культуры и отдыха. В течение месяца мастера убирали из камня лишнее, причем не в мастерских, а на глазах у публики. В результате в городе появилась аллея необычных для него художественных произведений, а ЦПКиО наконец-то оправдал слово «культура» в своем названии.

Знакомый мотив

Две скульптурные аллеи открылись почти одновременно. Обе завершаются фонтанами. На этом сходство заканчивается. Пожалуй, если бы и вторая представляла собой не направляемые «руководящими органами» выплески творческой энергии, налогоплательщики вряд ли одобрили бы то, как городские управители распоряжаются бюджетом. Поэтому выбор скульптурных композиций для местного «Арбата», пешеходной зоны в центре Екатеринбурга, был строгим и многоэтапным.

В процессе монументального оформления города — три главных действующих лица с разными целями и интересами. Художники: им важно высказаться, реализоваться (и заработать, конечно). Горожане: они хотят получить удовольствие. Власть: по своему назначению призвана соединить первых и вторых. Но помимо посреднической функции, за ней и более высокая миссия: воспитание вкуса, формирование менталитета.

Ощущение, которое возникает сегодня на улице Вайнера, и не только у воинствующих эстетов: де жа вю, это уже было, где-то я это видел. Молодые родители суетятся вокруг Банкира, идущего к автомобилю, подсаживают ребенка в машину и переговариваются: «А в Челябинске так же, но там коляска с лошадьми». Кто-то вспоминает нечто подобное в Омске. Даже подкупающая искренностью и правдоподобностью парочка влюбленных (автор Софья Прохоренко воплотила в них реальных студентов архитектурной академии) навевает реминисценции. Пешеходная зона представляет собой качественный скульптурный шлягер, а признаками шлягера являются узнаваемость и повторяемость.

К тому же на долгом пути отбора и обсуждения первоначально заявленная объединяющая идея аллеи — движение времени — постепенно опрощалась и в итоге затерялась в бытовых и жанровых сценках. Прошлое взяло верх не только над будущим, но и над настоящим: из шести объектов четыре посвящены истории. Власти и художникам не хватило смелости, управленческой и творческой, реализовать задуманное, а также доверия к жителям города, к их способности увидеть не только явное, но и угадываемое.

Спирали времени

Среди новинок пешеходной зоны выделяется композиция «Спирали времени». Во-первых, высокой образностью, во-вторых, стилистическим решением (наконец-то не реализм!), в-третьих, тем, что это — гидротехническое сооружение, то есть фонтан. Однако екатеринбургский фонтан — больше, чем фонтан. О нем рассказывает скульптор Владимир Кривушин (автор идеи совместно с архитектором Андреем Молоковым).

—  Уральский климат позволяет фонтану функционировать три, максимум четыре месяца в году. Чтобы в остальное время не превращаться в мусоросборник, он должен быть полноценной скульптурой. Перед нами стояла задача сделать фонтан, который достаточно интересен и без воды. Чтобы на зиму он не умирал, а просто становился несколько иным, весной же преображался снова, подобно тому, как облетают и зеленеют деревья.

— Бронзовые извивы, похожие на языки пламени, олицетворяют движение времени?

— В единую концепцию у нас объединены две доктрины. Первая: развитие происходит по спирали. Форма спирали обнаруживается везде: от винта Архимеда до структуры ДНК, она пронизывает и нашу ментальность, и культуру. Вторая: цивилизация характеризуется наличием некоего совокупного разума, который мы увидели как шар, энергетический сгусток. А энергия, она не может оставаться внутри, она вырывается наружу, как лучи из солнца.

Перспектива и конкретный момент

Не смотря на вторичность большинства «арбатских мотивов», можно говорить о переменах в мышлении власть предержащих. В планах мэрии создание многокилометровой пешеходной зоны, прерывающейся скверами, кофейнями и торговыми центрами, украшенной скульптурами и памятниками, не возвышающимися над человеком, а соразмерными ему. Возможно, в будущем найдется место более смелым и разнообразным художественным решениям.

А то, что уже создано, хоть и вызывает скептические замечания, но нравится большинству горожан. Скульптуры прижились, чувствуют себя комфортно. Они стали «своими» в городе: теперь встречи назначают «у Банкира», прогуливаются от «Ефима» (статуи изобретателя велосипеда Ефима Артамонова) до «Фонтана». По непонятной русской привычке монетки жертвуются «Коробейнику» и «Кузнецу» и даже подкладываются в туфельку влюбленной девушке (мальчишки, а также сотрудники управления благоустройства потом их собирают). И, конечно, все активно запечатлевают себя и друзей под ручку с солидным финансистом, в старинном автомобиле или на колесе велосипеда. Вот что я услышала в довольной толпе: «Главное, чтобы человек был счастлив в каждый конкретный момент времени».

Эксперт-Урал

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.