Пять правил для популярности
Рецептура продукта массового потребления
(на примере постановки в драматическом театре спектакля «Репортаж из Тараскона»
режиссером Дмитрием Астраханом)
Первое – сюжет. Он должен быть внятным, понятным, а еще лучше, хорошо известным, восходящим к первоисточникам (история Золушки в фильме «Все будет хорошо», Ромео и Джульетты, проживших долгую совместную жизнь, в картине «Ты у меня одна»). Произведение Альфонса Доде, может быть, не помнится массовому зрителю в деталях и подробностях, однако большинству тех, кто ходит в театр, имя Тартарена о чем-то да говорит. А, как давно определили психологи, лучше воспринимается то, что не является совершенно новым.
Второе – узнаваемые жизненные коллизии. Сделать их таковыми, даже если действие происходит пару веков назад или вообще в фантастической обстановке – задача и мастерство режиссера, его умение привнести в классический сюжет элементы современности.
Третье – простым языком говорить о высоком. О любви; о добре и зле; об идеале. Сегодня безусловно время романтизма. Самый популярный жанр кино, боевики – типичные произведения в духе романтизма: добро, зло и всепобеждающий положительный герой. Не менее популярные любовные истории с непременно благополучным концом – также дань романтизму, реалистическая же традиция посчитает «happy end» дурным тоном и неправдой жизни. Видимо, чем практичнее и материалистичнее время, тем сильнее людей тянет к высокому – но не высокопарному. «Репортаж из Тараскона» — спектакль о мечте.
Четвертое – атмосфера происходящего на сцене. Она должна быть доброй, с массой комедийных элементов и непременным зарядом оптимизма. На протяжении двухчасового «Репортажа» зал смеется – чтобы в нужный момент заплакать, но не горькими слезами, а когда «печаль моя светла» и знаешь, что – все будет хорошо.
Это по содержательной части массового культурного продукта. С исполнительской стороны формула успеха проста: профессионализм… минус эксперимент. Пятое: риск эксперимента в продукте массового потребления должен отсутствовать по определению.
Ну а теперь попробуем это съесть…