Премьера в Камерном театре
Миллионерша желает познакомиться
Закрытие сезона премьерой становится традицией в екатеринбургских театрах. 6 июня Камерный театр Объединенного музея писателей Урала представил зрителям новую работу – спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Миллионерша».
Брюки. Галстук. Короткая стрижка. Боксерские перчатки. В качестве дневной разминки богатой женщины – не спа-салон или заботы косметолога, а тренажерный зал. Миллионерша боксирует. Ее жизнь – борьба. Не потому что ей приходится бороться за выживание, а потому что такой подход к существованию она впитала пусть не с молоком матери, но с сигарным дымом отца. Она энергична настолько, что людей обыкновенных это пугает: от нее шарахаются в разные стороны все действующие лица комедии.
— Как можно жить с ураганом, лавиной, землетрясением?
— Множество людей живет на склонах вулканов!
Из всех стихий, а про стихии мы вспоминаем в основном, когда они превращаются в стихийное бедствие, ей ближе всего – водоворот. Воронка, в которую засасываются и щепки, и корабли. Можно продолжить сравнение личности миллионерши Эпифании с другими катастрофическими явлениями природы: если вулкан – то она его жерло, если землетрясение – то эпицентр, если торнадо – то сам вихрь. Она – центр. И все кучкуются вокруг нее, миллионерши. Весь мир вращается вокруг – сама она глубоко убеждена в этом, да так и есть на самом деле. Потому что у нее имеются не только деньги, но и другое богатство – огромная внутренняя мощь, умение достигать цели любыми способами, осуществлять любые желания. «Я должна чего-нибудь хотеть и добиваться».
При этих явно мужских качествах – еще и сумасшедшее женское обаяние. Она не только отбрасывает людей от себя – ее притягательная сила неодолима. Основные сцены спектакля выстроены в такой геометрии: Эпифания в центре – остальные вокруг, то прячутся в кулисы, трусливо-опасливо-любопытствующе выглядывая из-за них, то замирают столбом (авось пронесет), то решительно уходят прочь – чтобы обязательно вернуться. Центровка выдержана очень четко.
Какая же актриса сумеет достоверно создать столь незаурядную личность? Лишь сравнимая с персонажем по энергетике, личностной одаренности и таланту. Народная артистка России Светлана Замараева, как и ее героиня, естественно и властно закручивает человеческий вихрь вокруг себя.
— С вами никто не сможет жить!
— А с вами сможет жить любой!
Каждое действующее лицо выстраивает свою линию отношений с центральной фигурой и демонстрирует полярность ей по какому-то качеству. Эпифания и Патриция: незаурядность, эксцентричность – и посредственность, обыкновенность. Эпифания и ее муж Аластер: сила внутренняя против силы внешней, бицепсовой, а еще различное состояние океана, в шторм и в штиль. Эпифания и Адвокат: бушующие переменчивые эмоции против тотального контроля разума. Эпифания и Доктор, наиболее интересное противостояние, поскольку касается глобального подхода к жизни: брать – или отдавать; служить себе – или другим; «все ради денег» – или «деньги не главное».
— Я принимаю мир таким, как он есть.
— А я желаю сделать его лучше.
Один производит деньги из воздуха, второй, по мнению первого, пускает их на ветер, на благотворительность. «Впрочем, благотворительность способна принести неплохой доход!», работает как банкомат ум героини. Но именно эта пара настолько разная, то притягивается друг к другу противоположностью.
Две равно значимые темы пьесы: человек и деньги; человек и отношения. Здесь каждый (ну почти каждый) ищет себе пару: чтобы избранник нравился да еще был бы «по размеру». Муж миллионерши осознает, что замахнулся на вершину не по своему масштабу и желает соединиться с женщиной тихой, которая гладит всегда по шерсти, а не против нее. Но Эпифания, она – в центре. А центровой всегда в одиночестве. Безумно богатая. Безумно бедная. Замечательная. Отвратительная. Пустая. Не терпящая пустоты. В заключительной сцене уходит под ручку с Доктором. Якобы – в будущее. А скорее – в иллюзию.
Безусловно сильной стороной спектакля является яркая игра актеров, создавших карнавал человеческих типов. Интеллигентный Илья Скворцов убедительно трансформируется в недалекого боксера, на котором пиджак застегивается с трудом, которому проще не слова подобрать, а кулаки показать. Типаж, где легко переборщить, но артист умело балансирует на острие «туповатого образа», не поддаваясь соблазну довести примитивность персонажа до фарсовости. Его подруга Патриция (актриса Надежда Чайкина) выглядит скромной мещаночкой на харизматично-яростном фоне миллионерши, но в ней ощущается достоинство и глубинная уверенность в правоте своих представлений о жизни. Адвокат Сагамор в исполнении Александра Фукалова – ироничный, всепонимающий, видящий людей насквозь и находящий удовольствие в лицезрении чужих слабостей, так как сам обладает «иммунитетом» против глупости и «адвокатской неприкосновенностью» против эмоциональной горячки. В каждом герое угадывается история До и история После, что делает их объемными.
Беспроигрышное остроумие Бернарда Шоу в добротной режиссерской подаче Евгения Ланцова и логически выверенной, не броской, содержательной сценографии Анатолия Шубина «обрекают» новый спектакль на успех у зрителей и, возможно, даже у критиков. Камерный театр – та площадка, на которой эксперимент в «голом виде» не водится, но здесь удерживается на достаточно высоком уровне планка качества.