Особенности национальной свадьбы
Свадьба в русской жизни явление особое. Черты национального характера в два свадебно-празднично-трагических дня проявляются выпукло и наглядно, что и продемонстрировано в новом спектакле Коляда-театра «Скрипка, бубен и утюг».
…Бьются об пол одноразовые тарелки, льется рекой водка и слезы, душа ликует и болит. Грохочет музыка, повторяется тамада, которого уже никто не слышит, как заводные, скачут приглашенные артисты, трещит голова, разбиваются иллюзии… Все это происходит на сцене, неумолимо погружая зрителя в лихую, непредсказуемую, разгульную стихию русской свадьбы.
Что есть свадьба? Именно данным «мероприятием» заканчиваются многие сказки, как литературные, так и реальные. Свадьба – это всегда встреча двух миров с целью дальнейшего их соединения. Здесь сталкиваются миры разных социальных слоев: интеллигенция и пролетариат. Впрочем, оба понятия подлежат корректировке. Если говорить об интеллигенции не как о «социальной прослойке, а как о типе личности, то герои такого соответствия не выдерживают. Невеста знает, как правильно произносить слова: «Не «одеть», а «надеть», — поправляет она жениха, но о тонкости чувств, похоже, не ведает. Как и те, что именуются пролетариатом, далеки от лучших представителей класса. «Мама, уйдите, а то я вас ударю», — предупреждает «любящий» и воспитанный в уважении к старшим сын. Основной конфликт разворачивается между родителями жениха и невесты. Похоже, обошлось без положительных человеческих экземпляров: грубости и пошлости хватает на всех.
Что их соединило, Леонида и Наталью? Была влюбленность, любовью и не пахнет. Отрезвление в прямом и переносном смыслах происходит уже на второй день совместной жизни. Как они будут существовать, эти две «не половинки», обреченные на общий путь?
Как всегда в спектаклях Николай Коляды, вопросов больше, чем ответов. На фоне захватывающей зрителей музыкально-танцевальной энергии, карнавальности и радости взахлеб – нарастает ощущение тоски в предчувствии будущего героев. Буфетчица Ольга в исполнении заслуженной артистки России Ирины Ермоловой выводит частную ситуацию на уровень зловещего обобщения, равнодушно констатируя: «Ваша свадьба по счету 1150-я».
Спектакль создан по первой части дилогии «Скрипка, бубен и утюг», написанной Николаем Колядой в 2013 году. Фейерверк «колядовских» режиссерских приемов не позволяет зрителю отвлечься от происходящего в течение двух часов калейдоскопа событий ни на минуту. Спектакль яркий, громкий, «мокрый» (как без этого?): на сцене идет живой дождь, усыпляющий страсти и освежающий души. Динамичные пластические этюды, сопровождающиеся мощными «шумовыми эффектами», время от времени обрываются, словно нажимается некая кнопка, и свадебный балаган замирает. Герои удерживаются в причудливых позах. С гоголевского «Ревизора» немые сцены служат фиксацией характера и состояния действующих лиц и молча рассказывают о многом.
«Скрипка…» — первая постановка Коляда-театра, «от» и «до» созданная на новой сценической площадке, насыщенной современными техническими средствами. Пространство сцены несколько увеличилось, массовке есть где развернуться. Правда, зрительный зал оказался дальше от сцены, чем в прежних исключительно камерных условиях. Артистами приходится преодолевать дистанцию, чтобы «докричаться» (не голосом, этого хватает – сердцем, эмоциями) до последних рядов.
И все-таки позитив торжествует. Лейтмотивом спектакля звучат слова: «Будем жить!» и даже дается рецепт, как следует это делать, повторяющейся – чтоб запомнили! – песенкой:
Жить – не тужить,
Никого не осуждать,
Никому не досаждать –
И всем мое почтение!
Присоединяюсь.