Новые имена, но старые названия

Пятница, 31 Май 2013, 9:23 | Рубрика: Театр

«Браво!», конкурс лучших театральных работ 2012 года Свердловской области, обнародовал имена победителей. Как всегда, проигравших не было, главным же победителем стал зритель

 Театральный фестиваль, проводимый из года в год («Браво!» — в 33-й раз), воспринимается как знакомая мелодия, которая в руках разных исполнителей обретает оригинальную окраску и определенную музыкальную тему. Нынешней весной фестивальной мелодии было придано направление «Новые имена». Иногда темы выбираются из тех, что витают в воздухе, а порой, честно говоря, высасываются из пальца. На сей раз был отыгран первый вариант.

 А ставит – кто?!

 Каких только призов не раздают на фестивалях! «Браво!», кроме традиционных номинаций: лучшие спектакли и лучшие роли, — придумывает и специальные. Если бы приз давался постановке, о которой больше всего говорят, его бы добавил к одной официальной победе спектакль «Три сестры». Критики не уставали удивляться собственной реакции на спектакль, который постепенно, словно некоей эмоциональной воронкой, втягивал в себя даже их устойчивые к театрализованным переживаниям души. Другой популярный мотив обсуждения – удачное соединение молодого призыва и состоявшихся актерских индивидуальностей. Новое может стоить свой мир на руинах старого, а может гармонично в него вписываться и его же корректировать, менять под «свое» время, что и продемонстрировал 2012 год. Возьмем и мы эту тему лейтмотивом сегодняшнего разговора.

Пожалуйста, проверьте себя на ассоциации. «Екатеринбург; театр; режиссер». Кто? Да-да, Коляда. Кто следующий? Большинство театров сегодня пользуются постановочными услугами разных авторов. «Свои» лидеры, кроме авторских коллективов, есть у музыкальной комедии – конечно, это Кирилл Стрежнев, у «Провинциальных танцев» — Татьяна Баганова. Нынешний сезон стал уникальным с точки зрения не только появления новых режиссерских имен, но и их закрепления, прорастания и признания в местном театральном пространстве. Студия «Молодой театр» существует при Свердловском академическом театре драмы третий год. Прошла первая «Гроза», свежим голосом пропел «Соловей», ну а «Три сестры» доказали безусловно, что режиссер Дмитрий Касимов не просто перспективный, а – лучший, именно так определило жюри фестиваля. («Эксперт-Урал» подробно писал о спектакле в № 2-3, 2013г.).

Вершинин "Три сестры"

 Николай Коляда производит не только спектакли (в конкурсе участвовали его постановки «Слуга двух господ» и «Маскарад», исполнитель роли Арбенина, Олег Ягодин, признан лучшим актером года) и собственные фестивали, не только драматургов, но и, как оказалось, режиссеров. Александр Вахов прежде был известен как артист Коляда-театра. Сейчас он дебютировал как режиссер литературного перформанса, посвященного уральскому поэту Борису Рыжему. «Рыжий» создан под эгидой екатеринбургского Центра современной драматургии, замечен «Браво!» и награжден статуэткой.

Еще одно знаковое событие произошло в минувшем году и обласкано на фестивале-смотре. У одного из самых активных творческих коллективов области, каменск-уральского театра «Драма номер три», сложилось сотрудничество с молодым режиссером Артемием Николаевым (тоже новое для нас имя). По оценке челябинского критика Владимира Спешкова, «давно не встречалось спектаклей по Островскому, где бы слова драматурга звучали так вкусно и так современно, а много раз сыгранные характеры вдруг расцветились неожиданными красками». «Бесприданница» признана лучшим драматическим спектаклем года, и исполнительница главной роли Инга Матис – лучшей драматической актрисой.

В музыкальном театре – тоже новые режиссерские имена. Вячеслав Самодуров возглавляет балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета второй сезон, и уже его спектакль «Amore buffo» стал номинантом национальной премии «Золотая маска». То, что случилось с театром в год столетия, подтверждает тезис, что в искусстве понятия молодости и старости – относительные. Окончательный диагноз поставила, опять же, «Золотая маска» — это Прорыв: специальная премия жюри была вручена «за выдающиеся достижения и прорыв во всех творческих направлениях». Опера «Борис Годунов» выводит коллектив на принципиально новый уровень, это тот спектакль, какие случаются даже не каждые десять лет. Его постановщик Александр Титель признан «Браво!» лучшим режиссером в музыкальном театре, а сам спектакль просто – лучшим. (Подробнее смотрите «Эксперт-Урал», № 47, 2012г.). Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» тоже меняет тех, кому достаются аплодисменты. Специальным призом жюри «За самобытное авторское высказывание» награжден Олег Степанов, режиссер спектакля «Ego vacuum».

Аморе Буффо

Каталог адаптации классики

Мы говорим о новом, превозносим его, радуемся ему. Но если фестивальную афишу не смотреть, а читать, просто по списку названия 20 спектаклей, признанных лучшими из 114 поставленных за год 30 профессиональными театрами Свердловской области, — то увидим мы в подавляющем большинстве названия старые, известные, поднадоевшие даже. Театр, вид искусства, который так зависим от действительности и обязательно реагирует на нее, тем не менее, достаточно консервативен. Сказано ведь, что в мире существует лишь несколько сюжетов. Их-то театр и обыгрывает, до бесконечности. Меняя язык, эстетику, стилистику, но сохраняя основу. Демонстрируя этим, как сложно, но можно и нужно соединить новое и старое. И предлагая разные варианты – на выбор. Вот несколько из них.

«Слуга двух господ». Ситуация итальянского карнавала, или русского базара. Мешанина, неразбериха. Смешение стилей, внешняя бессмыслица, шум, смех, пирушка. Железная логика отсутствия логики. Хаотичное броуновское движение, в котором все же прослеживается стержень идеи. Жизнь – это театр. Театр – это комедия дель-арте. Жизнь – это комедия дель-арте. То есть смена масок и смешение разного. Про что спектакль? Про театр спектакль! Про какой театр? Про Коляда-театр! Николай Коляда написал много пьес о театре. О его театре пьесу написал Карло Гольдони. Сам того не подозревая. Но такая уж у классиков судьба. Назвался классиком – будь готов к переформатированию. Взаимоотношения Николая Владимировича с материалом назовем экстремально-новаторскими.

Слуга двух господ

 «Преступление и наказание». Театр «Волхонка» подошел к личности Раскольникова дословно, «расколов» его образ на три составляющие, каждая из них ведется отдельным актером. Интересно, убедительно, зримо. Подход креативно-логический. Спектакль признан лучшей постановкой малой формы. «Времена года». Чайковский? Да, но еще и художник кукол Елена Лисина, и постановщик Валерий Бахарев. Спектакль Екатеринбургского театра кукол идет без слов, он рассчитан на самых маленьких. Зрители воспринимают одновременно музыку, пластику перетекающих образов, волшебную трансформацию пространства и времени, когда лето выползает из весны, как бабочка из гусеницы. Никакого заигрывания с детками и подсюсюкивания; не «милота», но любовь. Постановка признана лучшей в кукольном жанре. Метод адаптации известного материала: синтетический.

«Белая гвардия». Цвет имеет значение, и не только в революционной практике. Белые, красные, желто-голубые (петлюровцы) сменяют на сцене друг друга, создавая ощущение абсурдности мира. Режиссер спектакля академического театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев признался, что он и сценарист ставили главной задачей соответствовать уровню текста Михаила Булгакова и музыки Владимира Кобекина (отмечена наградой «Браво!»). Эту постановку критики особо навязчиво сравнивали с литературным «прототипом», почему-то игнорируя особенности жанра мюзикл, который предполагает куда большую типажность, чем роман или пьеса. Психологической тонкости в изображении героев, возможно, недостает, но создан обобщенный образ ухода, нет, вытеснения некоего мира — интеллигенции. Сохранить себя для его представителей не является синонимом сохранить жизнь. Режиссеру удается главное содержание «первоисточника» убедительно передать в совершенно иных эстетических категориях. Метод – перевоплощение. Театр продемонстрировал в минувшем сезоне социальную заостренность и повышенный градус серьезности – не до комедий нынче. Мюзикл «Скрипач на крыше» (литературно восходит к произведению Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») отразил трагедию целого народа. Исполнитель главной роли Анатолий Бродский был признан лучшим артистом музыкального театра. «Каталог адаптации классики» свердловские театры наверняка продолжат составлять в новом сезоне.

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.