Молчание — золото
(Эта моя статья была опубликована в газете «Эзотерика»)
Молчание – золото
Увидеть вещи такими, какие они есть
- Искоренение умственных загрязнений
- Познай себя, и ты познаешь мир
(Способность к уединению отражена на ладони в виде квадрата, «прилепленного» к линии жизни или линии судьбы, а также в виде Кольца Сатурна, гибкой линии, окружающей средний палец, как бы берущей его в кольцо).
В октябре под Екатеринбургом, в красивом месте, где сама природа помогает отвлечься от суеты, состоялся учебный семинар по одной из древнейших техник медитации – випассане. В течение десяти дней около 130 человек, приехавших из разных регионов России, молчали (это было непременным условием обучения) и медитировали под руководством наставников. Для чего нужно молчать? Чтобы услышать себя. Что дает медитация? Успокоение ума. Цель техники – самоизменение через самонаблюдение.
Об освоении випассаны, ее особенностях и значении рассказывает один из участников семинара руководитель Дома восточных практик «ОМ», преподаватель йоги Данил Селиванов.
— Данил, почему вы решили освоить технику випассаны?
— Я давно искал медитацию, которая была бы понятна, эффективна и принималась мной на интуитивном уровне. Пробовал разные техники, где в качестве инструмента для концентрации использовались либо мантры, либо визуализация, но долго на них не задерживался. О випассане раньше знал мало. В 10-дневных курсах поначалу привлек такой элемент как молчание: мне интересны эксперименты со своим разумом. Оказалось все глубже, серьезнее – и сложнее.
— Как проходили занятия?
— Каждый день – медитации с четырех часов утра до девяти вечера. Мужчины и женщины жили в разных корпусах. Участники соблюдали Кодекс дисциплины: «благородное молчание»; отсутствие информации (ни книг, ни музыки, ни телевизора, ни телефона), когда остаешься один на один со своим умом; непрерывная внутренняя работа. Я хоть и привычен к физическим занятиям, но первые дни многочасовых сидений со скрещенными ногами дались тяжело: постоянно чувствовал свое тело, то спина затекала, то ноги. Потом стало легче.
Обучение состоит из нескольких этапов. Сначала три дня наблюдаешь за дыханием, фиксируешь внимание на потоке «вдох – выдох». После этого ум становится достаточно спокойным и пригодным для следующего этапа – работы с ощущениями. Особенность випассаны – наблюдение за ощущениями своего тела; техника фокусируется на глубинной взаимосвязи ментального и физического уровней.
Человек через органы восприятия (глаза, уши, рот, тактильно) получает информацию от внешних объектов в виде некоего ощущения, на которое следует реакция. Реакция же порождает следующий ряд: чувства, желания, действия, страдания. Переживая те или иные ощущения и отвечая на них соответствующими реакциями, человек продолжает причинно-следственную кармическую цепочку. Когда же ему удается эту привычную связку разорвать: ощущения в теле появились, а реакции на них не следует, — он перестает быть кармически зависимым, он освобождается. Наша задача – научиться наблюдать не реагируя. Когда ты понимаешь, что ощущения, будь они радостными и приятными либо печальными и негативными, приходят и обязательно через некоторое время уходят, ты перестаешь придавать им такое значение, как раньше. Снимаются материальные завязки, ментальные зацепки. Есть жизнь, которая просто течет, и есть человек, который просто находится в этом потоке и наблюдает его…
— Практика випассаны родом из Индии?
— Данная техника была введена Гоэтамой Буддой два с половиной тысячелетия назад и передавалась непрерывно по линии учителей. Настоящий учитель, С.Н.Гоэнко, индус по происхождению. В разные страны приезжают назначенные им преподаватели. Наши курсы вела семейная пара из Голландии, наблюдала за исполнением требований медитации. Каждое утро перед началом практики и по вечерам во время теоретических занятий мы слушали лекции самого Гоэнко на русском языке, великолепно структурированные, дающие конкретную методику действий.
Современный мир полностью сориентирован на внешние объекты, он лишает нас возможности остаться один на один с собой, заглянуть внутрь. За десять дней вольного, а иногда уже и невольного общения с самим собой (спрятаться-то от себя некуда, ни в пустые разговоры, ни в бессмысленные телекартинки, ни в «очень нужные» поступки) вскрываются забытые или забитые внутрь психологические проблемы, страхи, детские комплексы. Идет столь мощная проработка сознания и подсознания, что возникает потребность в помощи. Единственное, с кем дозволено разговаривать участникам семинара, это с учителями: задавать вопросы, если действительно необходимо. Казалось бы, десять дней мы ничего не делали. На самом деле, шла реальная работа, не все выдержали ее напряжение. Зато результат оправдал усилия.
— Данил, вы пришли на семинар с конкретной собственной задачей?
— Да. Я занимаюсь йогой уже восемь лет (учился в России, в Индии, во Франции): она мне много дала, сильно изменила. На определенном этапе осознал, что йога для меня не только личное увлечение, она стала и образом жизни, и видом деятельности, я понял, что пора «отдавать». В феврале мы открыли в Екатеринбурге Дом восточных практик «ОМ», где несколько преподавателей ведут занятия йогой. Работаем с разным уровнем знаний тех, кто к нам обращается, с разным уровнем потребностей. Исходим из того, что нет универсального «лекарства» для всех, поэтому предлагаем самые различные практики, в том числе для детей, для беременных. Но я чувствовал, что надо идти дальше: и мне лично в собственном развитии, и Дому. Освоив випассану, я получил результат – изменения – не только на внутреннем уровне, но и на внешнем: у нас в расписании появились медитации по системе випассаны для тех, кто уже знаком с данной техникой. Занятия будут бесплатными. Благотворительность – принцип випассаны: сначала бескорыстную помощь оказывают тебе, затем ты ее оказываешь другим.
— Понятие «йога» сегодня прочно вошло в жизнь, но, как выясняется, далеко не все понимают его смысл.
— «Йога» переводится как «соединение», «связь». Причем это разные уровни связи. Когда человек только начинает заниматься йогой, для него актуально установление связи между мозгом и, например, большим пальцем ног как наиболее удаленной от головы части тела. Затем отрабатываются более тонкие связи: тела и дыхания. Самое глубокое постижение происходит, это когда налаживается связь между внутренним «Я» и природой. Тогда человек пребывает в гармонии с миром, который его окружает.
«Увидеть вещи такими, какие они есть» — в этом суть випассаны»
«Випассана. Я думал о том, как лучше перевести это слово, и подобрал похожее по значению в русском языке: это видение сути. Очень конкретное видение, в самую сердцевину. Это похоже на систему матрешек. Человек, который придумал матрешку, был очень умным. Сначала мы видим одну большую матрешку. Потом оказывается, что в ней есть еще одна, поменьше, и так далее, пока не дойдем до последней. Матрешек бывает 7 штук, а бывает и 60. Некоторые люди видят только внешнюю сторону, то есть только первую, самую большую матрешку. А мудрые видят суть, самую маленькую матрешку. Большая матрешка, внешняя, как коробка: она тонкая, ее можно легко разломать. Но самая маленькая – она из цельного дерева, ее даже если сильно бросить, никак не разбить».
«Некоторые думают: вот заработаю денег, поеду в Индию или Тибет, и там стану просветленным. Но чтобы быть спокойным, правильным человеком, не надо где-то искать этого состояния, в какой-то местности. Это состояние должно быть у вас в голове и в сердце. В голове – информация, в сердце – понимание».
(Из бесед Чатри Хемаландха).
1Людмила,Краснодар
пишет 06 мая 2012 в 13:33
ДА,хотелось бы освоить технику випассаны,но это очень сложно сделать самостоятельно.А Вы,Марина,хотите попытаться освоить её,в Екатеринбурге есть такая возможность?
2Марина
пишет 08 мая 2012 в 14:53
В Екатеринбурге есть такая возможность. Но я в себе пока не чувствую потенциала молчать и медитировать в течение 8 дней, не надеюсь на себя, к сожалению, в мыслях еще слишком много «блужданий».