Лондонский треугольник и екатеринбургский тандем
Камерный театр Объединенного музея писателей Урала 29 ноября отметил 15 лет жизни новой постановкой «Лондонский треугольник».
На сцене трое: Он, Она, Он. Герцен, Наталья Тучкова-Огарева, Огарев. Фамилии, известные каждому русскому человеку, не зря отсидевшему десять, а кто уже и одиннадцать лет в школе. Но сценарий Александра Углова не о борьбе против крепостничества, чем славна в истории пара друзей, расшевеливших российское общество середины XIX века. Пьеса – об отношениях троих. Отношениях сложных, запутанных, неоднозначных, эмоционально порывистых, порой рассудочных, почти без нежности, но с активным требованием любви к себе.
Николай Огарев вместе с молодой женой приезжает в Лондон к Александру Герцену, давно находящемуся в эмиграции, пережившему личную трагедию – потерю любимой женщины. Натали влюбляется в Герцена, который всегда был лидером в этой паре, он не имеет силы, да и, наверное, желания ей отказать: «Я давно лишен женского элемента», делится трибун свободы с другом. И постепенно складывается «семья втроем». Двусмысленная ситуация длится не один год. В это время в Европе гремит «Колокол», в России отменяют крепостное право, старый мир рушится, а новый еще не построен. Но все это лишь фон, на котором разворачивается личная драма.
Герцен в исполнении Валерия Прусакова – открытый, уверенный в себе и в своем деле человек, искренне радующийся приезду товарища. Цельная личность, с внутренней драмой, но без разлома: такого никакая женщина с ног не сшибет и с революционного пути не собьет, хоть и заставит пострадать. Он хочет сохранить и дружбу, и любовь, и, самое удивительное, ему это удается. Впрочем, легкие иронические нотки по отношению к герою, не обидные, вполне уместные, слышны в сценарии и передаются актером, чем снимается «хрестоматийный глянец» с образа. Герцен появляется на сцене преимущественно в халате, он показан в антураже быта, а не политической борьбы.
Огарев – человек другого склада (актер Константин Шавкунов). Он тоньше, богаче нюансами, возможно, глубже – но слабее. Его чувства неоднородны, то трагичны, то жертвенны: побежденному куда сложнее, чем победителю. Он любит, страдает, запивает горе, терпит, прощает, готов принять изменившую ему женщину вновь. Он добр и не эгоистичен, единственный из участников любовного треугольника.
Юлия Родионова убедительно показывает, что такую женщину, как Натали Тучкова, Герцен не мог полюбить всей душой. Вздорная, истеричная, не способная принять его детей, зацикленная на неотвязном желании стать для него третьим апостолом, после Огарева и его первой жены Натальи Захарьиной. На протяжении двухчасового действия зритель наблюдает за амплитудой колебаний человеческих отношений, за накалом чувств, нарастающим от сцены к сцене.
У спектакля есть все слагаемые успеха. Захватывающий сюжет с яркой событийной канвой и тонкой психологической подоплекой. Качественный сценарий с ненавязчивыми пересечениями с современностью, насыщенный крылатыми выражениями, чего только стоит диалог друзей, собирающихся отметить исполнение их политических надежд. «Карла Маркса не забудь пригласить, он в Лондоне». «Тогда и Энгельса!». Элегантный и выразительный художественный образ, созданный Анатолием Шубиным. Добротная актерская игра и, как скрепка всех составляющих, высокий постановочный уровень.
Екатеринбургский «Лондонский треугольник» сложился, как это нередко бывает в театральной сфере, в результате закономерной случайности. Директор Камерного Валерий Плотников услышал о новой московской постановке Владимира Рубанова, режиссера, который неоднократно сотрудничал с театром. Попросил прислать пьесу, прочитал и понял: точное попадание в формат театра. Сорежиссером стал Дмитрий Астрахан. А пригласить на постановку Дмитрия Астрахана – само по себе вариант беспроигрышный. Не просто потому, что это Имя, а потому, что этот человек умеет делать спектакли зрительского интереса.
Камерный театр впервые в своей практике использовал новаторский принцип постановочной группы: режиссер спектакля и режиссер-постановщик. Первый задает эстетический вектор, занимается тщательной проработкой образов, второй строит мизансцены. Первый является автором идеи театрального произведения, второй воплощает ее через актеров. Тандем получился удачный и эффективный. Артисты рассказывали, как благодаря Дмитрию Астрахану они добавили в образы важные нюансы и расставили акценты, о которых прежде и не помышляли. Кредо Астрахана, им озвученное: «Знаю одну простую вещь: я должен поставить спектакль или снять фильм, который понравится зрителю. Это мой единственный критерий». По оценке первых зрителей, «Лондонский треугольник» — один из лучших спектаклей репертуара Камерного театра: он увлекательный, он живой, он умный, он профессионально сделанный.
1Людмила,Краснодар
пишет 27 Дек 2013 в 10:13
Меня очень заинтересовал этот спектакль,вы хорошо описали,да ещё и с участием в его создании Астрахана!