Культурная жизнь Челябинска

Пятница, 18 Янв 2013, 6:58 | Рубрика: Искусство

Любит – не любит, плюнет – поцелует…

Приятие властей способствует процветанию культуры – но не во всех жанрах

(Материал написан несколько лет назад, политические реалии с тех пор претерпели изменения)

Незадолго до выборов, сменивших в Челябинске главу города, в местном ТЮЗе состоялась премьера спектакля, в котором выбирали хозяина леса. В духе модной интерактивности зрителям тоже предложили принять участие в голосовании. Эксперты усматривали в образах претендентов явные аллегории: медведь – прежний мэр, волк в овечьей шкуре – молодой энергичный предприниматель. На первом спектакле простодушные юные зрители подали за волка в два с половиной раза больше бюллетеней, чем за медведя. Для постановщиков шоу результат оказался неожиданным, они несколько поменяли экспозицию, и потом дети совершали уже иной выбор. У реальных же выборов второго тура не было.

 Причудливые, почти анекдотические формы приобретают порой взаимоотношения искусства, власти, общества. Они стали тоньше, неоднозначнее. Народные артисты не отправляются в турне под чьим-то флагом, на творческую свободу особо никто не посягает. Искусство само улавливает еще не проявленные движения общественного подсознания. И в то же время связи эти стали проще, конкретнее. Состояние культуры сегодня напрямую зависит от политики властей. Особенно в провинции, где централизация денежных потоков сильнее, чем в столице, а вкусы местного начальства не являются их личным делом.

 В жанре оды

 Художественному произведению желательна интрига. Тогда оно держит внимание зрителей-читателей, когда присутствует столкновение интересов и среди действующих лиц есть «хорошие» и «плохие». Но это на сцене или в литературе. В жизни мы радуемся стабильности и постоянству. В нынешней культурной ситуации Челябинской области – никакого драматизма. Здесь все спокойно, по российским меркам, вполне благополучно и даже можно говорить о процветании.

Попробуйте сходу назвать уральский город, где в последнее время построили, именно построили, а не восстановили, приспособили, отремонтировали или использовали иные средства реанимации, — новое здание для учреждения культуры. Трудно. А в Челябинске за полтора года уже практически возвели новый дом для областного краеведческого музея. Серьезную реставрацию пережила филармония. Создан целый проспект уличных скульптур.

Челябинская область – единственная в стране, где действует официальная система грантов профессиональным коллективам. 28 миллионов рублей в год выделяется сверх бюджета нескольким учреждениям культуры. Благодаря такой постоянной подпитке южноуральские творцы в среднем живут чуть более вольготно, чем коллеги из соседних областей, что привлекает лучшие силы отовсюду. Показательный факт: вице-губернатор командируется на международные конкурсы вокалистов, чтобы найти достойные «голоса», и привозит их. В результате театр оперы и балета, несколько лет назад переживавший кадровый кризис, пополнился яркими солистами.

 Любовный роман

 Предупреждение читателю: разберитесь с жанрами. Если вас раздражает признание в любви и описание тихих домашних радостей, переходите к следующим главам. Здесь речь пойдет о влюбленном министре. Его театральный роман длится уже несколько десятков лет.

Встретились они в студенчестве. Владимир Макаров учился на инженера, но уже тогда говорил, что мечтает быть директором оперного театра. Исправно посещал все премьеры, собирал грамзаписи вокалистов и имел одну из самых крупных в городе коллекций виниловых дисков классической музыки. Но возглавил он сначала театр кукольный, затем драматический. Оба союза были настолько успешны, что второй губернаторский срок Владимир Николаевич руководит всей культурой области и входит в список персон, наиболее влияющих на культурную ситуацию в уральском регионе.

Чиновник в нем благоприятно сочетается с поклонником искусства. Он может с вдохновением произнести монолог о пользе театрального дела – и логично обосновать недостаток средств. Но еще убедительнее – рассказать о поддержке искусства. Денег, как известно, много не бывает (правда, сегодня в Челябинской области не стесняются говорить об экономическом процветании), но бюджетные отчисления на культуру увеличиваются в среднем на 30 % ежегодно. Плюс значительные дополнительные ассигнования: на фестивали, гастроли, проекты. Ряд успешных проектов – свидетельство в пользу управленческих качеств любителя искусств.

Ирония в изложении – только с целью разбавить «сладость жанра». Эксперты от культуры на полном серьезе обосновывали эмоциональное утверждение: брак культуры с министром удачен. Владимир Макаров, во-первых, искренне любит искусство (что в чиновничьих кругах все же нечастое явление), во-вторых, разбирается в нем (хотя о вкусах можно поспорить), в-третьих, умело им управляет и на достойные проекты всегда находит средства. Особенно на театральные – первая любовь не забывается.

Культурная жизнь Челябинска

 Театральный фестиваль

 Джентльменский набор большого города в сфере искусства: оперный театр, филармония, академический театр драмы, краеведческий музей, картинная галерея. Это своеобразная вершина культурной «вертикали власти». Дальше идут обязательные ступени: ТЮЗ, кукольный театр, связка музеев и галерей, народные оркестры и ансамбли. Внизу, то есть в творческом подлеске, разрастаются небольшие самобытные коллективы. Все пространство должно быть щедро удобрено библиотеками и кинотеатрами. А в основе всего лежит образовательная база.

Время выстраивает собственную культурную вертикаль, и сегодня на острие ее в силу разных причин находится театр. Наиболее востребованный жанр, конечно, кино. Наиболее актуальный – изобразительное искусство. Но общественные процессы высвечиваются особенно выпукло именно в театральной среде. Даже грядущую реструктуризацию бюджетной сферы прозвали «театральной реформой», хотя она касается и библиотек, и музеев, и школ.

Местные театры не обойдены вниманием. Академический театр драмы пережил непростой период потери лидера. В отличие от других осиротевших коллективов (в Перми, в Екатеринбурге), он не растерялся и не потерялся. Наум Юрьевич Орлов, пестовавший театр больше 30 лет, оставил его в крепком материальном и творческом состоянии. Власти целенаправленно искали нового художественного руководителя. Магия имени была столь сильна, что нашли где-то в Подмосковье тоже Орлова. Вовремя спохватились: Орлов может быть только один.

Высокий зрительский рейтинг имеет театр юного зрителя. Режиссер Олег Хапов постоянно создает интересные информационные поводы, как, например, предвыборная постановка, с которой начался разговор о челябинской культуре. Но провисают нынче все три кукольных театра: областной, магнитогорский, озерский; специалисты говорят о кризисе жанра. Зато в поступательном движении пребывает Камерный, самый именитый на сегодняшний день Театр современного танца, в котором работает лауреат «Золотой маски» Ольга Пона, громко звучит студия «Манекен» и неординарный (аналогичного больше нет нигде, это точно) театр «Бабы», в котором играют только женщины. Впрочем, существование последнего с властями никак не связано. «Бабами» восхищаются после очередного успешного международного выступления: «Вы – абсолютные победители», и благословляют на свободное плавание: «Вперед, у вас все получится!».

 Сериал с продолжением

 Серийность в искусстве приводит к потере качества, зато вовлекает в процесс многих. Как  феномен Гарри Поттера вернул подростков к чтению (правда, ненадолго), так телесериалы потянули зрителей в книжные магазины за литературной версией изображенного на экране (правда, не литературой). Если говорить о массовой культуре не в ругательном, а в прямом значении, то в борьбе за приобщение сотен тысяч к чужому творчеству по определению участвуют библиотеки и кино.

Во все библиотеки Челябинской области были закуплены комплекты литературы: современной, прекрасно изданной. Подборка «Сельская библиотека» из 115 томов выпускается тиражом 1,5 тысячи экземпляров на Россию: 900 из них ушло на Южный Урал. А так как библиотека XXI века немыслима без интернет-технологий, были выделены средства на приобретение спутниковых антенн, и теперь все районные библиотеки имеют быстрый выход в интернет посредством спутниковой связи.

Подобная же «сетевая» программа задумана с кинофикацией области: каждому районному центру – по современной мультимедийной установке. Стоимость комплекса 2 млн. руб., «продолжительность» — 42 серии (42 территории). Мировые премьеры вскоре будут демонстрироваться в отдаленном Брединском районе одновременно с Москвой. Это уже история в жанре фэнтэзи.

Кино в Челябинске вообще уважают и создают ни много ни мало, а Центр российского кино: в небольшом поселке Чебаркульского района. Дело в том, что там родился Сергей Герасимов. Его земляк Борис Красноперов собрал коллекцию документов и вещей режиссера. Она не осталась личной радостью энтузиаста, как это часто бывает; под коллекцию организовали музей в местном доме культуры и даже выделили ставку. Когда в преддверии столетия Герасимова столичные деятели спохватились, оказалось, все ценные вещи – в Челябинской области, даже трость Чарли Чаплина, подаренная им советскому режиссеру. Руководство области уверено, что в музей, находящийся за 60 километров от областного центра, поедут почитатели киноискусства. «Внимание к досуговой сфере очень важно. Вроде бы уже не требуется доказывать, что культура – лицо области», — скромненько так говорит Владимир Макаров.

 По законам мелодрамы

 Любовь – чувство, конечно, возвышенное, но и коварное. Уж очень она субъективна. Да и любовный треугольник ненароком может вырисоваться. Культурный министр, похоже, искренне желает любить всех. На прямой вопрос о предпочтениях говорит о важности всех видов профессионального искусства, поддержки народного творчества, образовательной сферы (а Челябинская область – самый культурно образованный регион Большого Урала, здесь сосредоточены три высших учебных заведения: консерватория, академия культуры и институт музыки). Но культурные эксперты категоричны: любовь власти к театрам подобна флюсу. Элементарно: любить всех в равной степени средства не позволяют. И возникают вот такие диссонансы: миллионы – на театральные проекты, но 30 тыс. руб., которые способны принципиально изменить художественную базу города, не находились несколько лет.

Это интересная и давняя история. В 30-е годы прошлого века жил в Челябинске мальчик Сергей Петров с мамой – русской и папой – болгарином. Когда в стране ситуация стала неблагоприятна для крепких хозяйственников, папа понял, что лучше вернуться на историческую родину, и написал прошение болгарскому царю. Семья выехала в Софию. Сергей получил европейское образование, стал успешным художником с собственным мощным, темпераментным почерком. И в ностальгические уже годы вспомнил о своей исторической родине и пожелал оставить родному Челябинску коллекцию произведений. Но чтобы принять дар, потребовалось два года: сотрудникам музея не на что было выехать в Софию, чтобы отобрать работы и привезти на Урал.

Сейчас в Челябинской картинной галерее более двухсот картин Петрова. Это не единственная, хотя и самая эксклюзивная, ее ценность. Например, сейчас здесь открывается выставка произведений послевоенных лет, где неоднозначный Кончаловский, яростный Сарьян и нежный Фальк соседствуют с прямым соцреализмом. «Музей – объект стратегического значения, — концептуально высказывается заместитель директора галереи Наталья Козлова. – Он в свернутом виде хранит художественную информацию о городе и стране, самую объективную и достоверную из всех видов информации». Развернуть ее можно в любой момент – если бы не тотальный территориальный кризис. Честно говоря, подобной нищеты метража мне не доводилось видеть в главных галереях областных центров. «Мы не попадаем в резонанс с властью», — грустно замечает Наталья Александровна.

В резонанс с властью не попадает также все современное искусство как таковое. Возможно, это общенациональная черта. Государственные музеи современного искусства не замечены на просторах Урала. Несколько лет назад Светлана Шляпникова создала галерею «ОкNо» на иностранный грант. Просуществовав два года, она закрылась, но недавно возродилась – при Южно-Уральском государственном университете. Кстати, один из самых популярных в городе новаторски работающий театр «Манекен» прописан там же. Инновационные «Бабы» тоже имеют стационарную площадку в вузе: сфера образования в Челябинске проявляет себя куда более современно мыслящей, чем консервативная в целом сфера культуры.

 Литературная критика

 Есть в Челябинске экзотический коллектив под названием Магический театр «Белый козел». Он представляет собой синтетическое кукольно-визуальное искусство. Для России он, наверное, слишком авангарден, зато объехал весь мир. Зритель смотрит спектакль глазами кукол, так как в них вмонтированы видеокамеры, а изображение транслируется на монитор; и не понятно, кто зрители, а кто актеры. Так вот, в афишке театра написаны гордые свободные слова: «Спонсоров нет и не надо».

Знакомясь с культурой Челябинской области, мне иной раз казалось, что и власть готова произнести высокомерное: «Спонсоров нет и не надо». Власть, конечно, как и всюду, осуществляет своеобразный культурный рэкет, «назначая» спонсоров, но по мелочи: привезите, разместите, накормите гастролеров. Львиную же долю расходов смело берет на себя. В процветающей челябинской области я и «снизу», и «сверху» слышала: «Ну такой крупный проект под силу только власти». Вот мнение эксперта в сфере культуры Владимира Спешкова: «Спонсоры не идут сами на проекты, связанные с серьезной культурой». А в Екатеринбурге настроение противоположное: на серьезные постановки задействуют благотворителей, на гастроли в США оперный театр отправило промышленное предприятие, а европейского уровня галерею построил местный олигарх. Я не призываю к сокращению бюджетных ассигнований – честь и хвала челябинской власти за ее в целом щедрую культурную политику. Но очевидно, что здесь пока мало используется важнейший рычаг финансирования искусства на современном этапе – общество: в лице предприятий, предпринимателей и общественных фондов.

И еще один перекос портит общее впечатление от культурной ситуации в области. В Челябинске много и с восторгом говорят о привозном искусстве. «Мы у себя можем видеть все то же, что в столице». Но разница между столицей и провинцией проявляется не только в потреблении, но и в производстве культурного продукта высокого качества. Понятия «экспорт» и «импорт» в культурном процессе также актуальны, как и в других сферах. Качественный импорт, безусловно, радует, но процветание достигается благодаря собственному производству. Челябинская культура пока не очень заметна как общероссийское явление. В этом плане можно говорить о театре современного танца, Ильменском фестивале авторской песни, издательстве «Аркаим» и… все. Вложение в местное искусство, ставка на новаторские творческие идеи может принести существенные в том числе и экономические дивиденды. Пока же больше рукоплещут «заезжим музыкантам».

 Белым стихом

 Если в целом сравнить три соседние области в разрезе «культура и власть», можно увидеть три разные системы взаимоотношений. Екатеринбург культурно силен, как говорится, исторически. Влияние местного руководства на процесс сегодня минимально: вовремя полить, и можно любоваться на цветение. В Перми целенаправленно возделывают несколько мощных древ, демонстрируя их миру и не обращая лишнего внимания на общую скудость растительности. Власть Челябинска любовно пестует культурную среду, и если она еще не расцвела пышным садом, то это дело времени. Просчеты же выглядят как сложности роста и заблуждения неравнодушия. Но умная любовь должна быть зрячей.

 (Опубликован в журнале «Эксперт-Урал», 2007 год).

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.