Котовасия
Игорь Ильичев
учился на монументалиста. Работал же со студенчества и после книжным иллюстратором. Создал несколько самостоятельных серий цветной графики, так и просящейся в альбом, книгу или календарь. Много выставлялся, стал известным в художественных кругах – и исчез на время из арт-тусовки. Открыл собственную дизайнерскую фирму «Media technology group» (разработка фирменного стиля, бренда, управление рекламными кампаниями), стал успешным бизнесменом. Между решением деловых задач написал первую свою серию картин маслом на холсте. И вот тогда в вариативности его творчества выявилась «генеральная линия». Оказалось, что легче всего, интереснее всего, постояннее всего Игорь рисует – котов. Впечатления от событий в человеческом мире: политических игр, появления новых типажей, взаимоотношений – выстроились в «Котовасию».
Коты – изобретение Ильичева. В природе котов как разновидности живого мира не существует, есть кошки, в том числе мужского пола. Мир художника Ильичева заселен именно котами. Иногда котами-женщинами, но редко. Ильичевские коты имеют собственные «расовые» признаки: определенная форма лица (морды), особый разрез глаз, характерная комплекция. Они аморфны, но не бесформлены, этакие перетекающие, трансформирующиеся создания, которые, однако, имеют костяк. У каждого свой статус: кто-то банкир по делу и по сути, другой – Наполеон, ни один мир, в том числе и котовский, не обходится без представителей искусства, а большинство, массы, озабочены проблемой «хлеба (рыбы) и зрелищ».
Когда была создана «Котовасия», выявились и «истоки». Несколько лет назад Ильичев оформил своими рисунками книгу Андрея Дуняшина «Ее величество Кошка». Кошачьи, точнее, котовские морды с характерными «национальными» признаками обнаруживаются и в серии «Русские потешки», и в сборнике иллюстраций на темы английских народных песенок, и в цикле «Русский фольклор».
Игорь Ильичев относится к тем художникам, которые не зарисовывают то, что видят, а придумывают свое. Это странно для иллюстратора, однако это так. Например, он оформлял «Русский мифологический словарь», создав к нему более двухсот рисунков. Перерыв в процессе гору литературы, обнаружил, что изображения некоторых языческих богов просто нет. Именно Ильичев придал им визуальный облик. Миф, сказка, пословица – как раз та стихия, где можно пофантазировать. Это жанры предельного обобщения, они свободны от подробностей, которые можно создавать сколь угодно долго. Иллюстрации к русским сказкам чаще бывают крупных мазков. Ильичев же привнес иной менталитет: интриги мелочей, выдумки, смешения пропорций. Его картины можно рассматривать бесконечно и всегда находить не увиденное раньше. Он профессионал деталей и мастер передачи общего через частное.
«Котовасия» же деталями не перегружена. Там более высокий уровень обобщения. Прототипы ее героев живут, конечно, среди людей, хотя выглядит этот мир вполне самодостаточным. Еще вопрос, кто на кого похож больше: кот – на банкира или банкир – на кота…
(Опубликовано в журнале «Эксперт-Урал»)