Когда трагедии были маленькими, а поэты — большими

Пятница, 19 Окт 2012, 4:50 | Рубрика: Театр

«Петрушка Великий», традиционный фестиваль кукольных театров,

и развлекает, и учит, доказывая: о серьезном можно говорить весело

 …На третий день фестиваля участники вдруг приоделись в тюбетейки. Что за знак? Оказалось, ничего символического, просто уральская погода обманула теплые ожидания, гости мерзли, и команда из Казахстана щедро поделилась головными уборами, которые и согреют, и на память останутся. На «потепление климата» активно работал человеческий фактор, раз природный подвел. Фестиваль «Петрушка Великий» за десять лет своего существования прославился далеко за пределами родной стороны особой атмосферой. Здесь всегда жарко, каждую секунду что-то происходит. Гости окунаются в фестивальную среду еще в аэропорту, где их встречают веселые носатые Петрушки. Между спектаклями – перфомансы, каждое представление предваряется интермедией, подготовленной местными артистами, – создается стойкое ощущение праздника.

А между тем все серьезно. «Петрушка Великий», как положено любому фестивалю, отслеживает тенденции движения своего вида искусства, это раз. Он меняется сам по себе, что тоже симптоматично, это два. А так как всегда важно не только на других посмотреть, но и себя показать, фестиваль позволяет театру-хозяину оценить себя на фоне других, это три.

 О фестивале: от регионального до международного

В этом году биеннальный фестиваль сопровождался чередой магических цифр. Лет «Петрушке» десять, а основавшему его театру, Екатеринбургскому кукольному, скоро будет 80. Возросло количество участников: 9 стран (одна из них Россия), 9 городов (один из них Екатеринбург). Было подано 70 заявок, треть – от зарубежных коллективов. В итоге в фестивальную программу вошли 17 постановок плюс один спектакль – интернационального состава – вне конкурса. Гости прибыли из Польши, Италии, Франции, Германии, Чехии, Сербии, Белоруссии, а также из Абакана, Воронежа, Санкт-Петербурга…

На проведение мероприятия был выделен грант губернатора Свердловской области в размере 5 миллионов рублей. Стало возможным не только достойно встретить гостей, но и обновить световое и звуковое оборудование и организовать интернет-трансляцию: многие спектакли можно было увидеть, не выходя из дома или офиса.

Уже по традиции каждый «Петрушка Великий» имеет определенную тематическую направленность. Предыдущий прошел под девизом «Театр кукол – театр художника». Слоган нынешнего звучал так: «От наивности ребенка до мудрости взрослого». На передний план вышел «возрастной ценз» жанра, который был официально понижен. Лишь 3 постановки адресовались взрослому зрителю, остальные детям; в прошлый раз ситуация сложилась прямо противоположная. «В театр надо начинать ходить, еще не умея ходить», — доказывали представленные спектакли.

Репетиция маленьких трагедий

 О кукольном жанре: от монохромности к синтезу

Куда движется кукольный вид театрального искусства? Однозначно – к синтезу жанров. Сегодня используется полный арсенал кукол, начиная с традиционных тростевых и марионеток и заканчивая теми, где применяются новейшие технологии. В постановке «Брум» театра из Равенны процесс рождения мира и человека представлен с помощью простых, знакомых всем материалов: бумага, вода, песок (спектакль рассчитан на детей от двух лет!). В «Грозе» петрозаводского театра переживания матери (его героиня – обычно воспринимаемая как антигероиня Кабаниха) передаются посредством… теста. В некоторых постановках задействованы сложнейшие конструкции. Активно работает музыка, танец, живопись – кукольный жанр выходит в лидеры по универсализации.

Едва ли не половина спектаклей поставлена по классическим произведениям. На известный сюжет Хемингуэя «Старик и море» высказались артисты Смэш-театра из Бордо. «Гулливер» из Варшавы привез в Екатеринбург свою версию пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», которую увлекательно смотреть детям и поучительно взрослым: ну все было мирно-славно у старика со старухой (30 лет как никак прожили и 3 года!), пока не возжаждала она большего, лучшего, а главное, неизведанного. Чехов также не забывается кукольным театром: зрители увидели и сравнили два сценических воплощения «Каштанки». «Цирк Шардам», постановку Амурского театра кукол по рассказам Даниила Хармса, критики признали «нестыдной» к демонстрации в любой стране мира, при условии ее сокращения вдвое, иначе не каждый зритель досидит до середины спектакля. Член жюри Валерий Шацкий, главный режиссер Рязанского театра кукол: «Мы существуем во времени и пространстве, и нужно так разместить действие, чтобы зритель не успел разочароваться и уйти из зала до того, как поймет всю глубину замысла и мастерство воплощения».

Когда трагедии были маленькими, а поэты - большими

Цирк Шардам

Надо признать, что затянутость, одно из основных бедствий современного театра, вирусом не распространилась на кукольный жанр. Большинство постановок компакты по времени, причем не в ущерб содержанию. У содержания выявились другие «враги». Во-первых, это «бытовуха», господство мелких житейских подробностей без смысла и сути, отражение обывательской суеты. «Бытовой театр – это ужасно!», — эмоционально высказался Виктор Шрайман, один из самых чтимых специалистов в кукольном жанре, режиссер, педагог, критик.

Когда трагедии были маленькими, а поэты - большими

Брум, Италия: рождение человека

Во-вторых, как ни парадоксально, это – форма. Содержание и форма должны бы соединяться как половинка с половинкой, но слишком часто они ведут борьбу. На общем фоне, где лидирует то внутренний смысл, то внешнее оформление, однозначно лучшим был признан (он и получил Гран при) гармонично выстроенный спектакль из Белоруссии «Пиковая дама», в отношении которого и критики, и зрители дружно произнесли восторженное «Ой!». Здесь слились воедино литературный текст и музыка. Режиссер Олег Жюгжда: «Наверное, я сам хотел разобраться, чью «Пиковую даму» больше люблю, Пушкина или Чайковского. Сложилась своеобразная дуэль поэта и композитора. Делали небольшую постановочку к юбилею своего театра, чтобы развлечь публику, как хохму, анекдот, а получилось нечто более значимое».

 О екатеринбургском театре: от содержания – к форме

 У Екатеринбургского театра кукол заметен противоположный подход: создается ощущение, что новые постановки изначально замысливаются с некоей претензией: удивить, поразить, произвести впечатление. Надо сказать, данная цель достигнута. Что дальше?

«Петрушка Великий» играет для театра в том числе  «репертуарообразующую роль». Хозяева крупнейшего в России кукольного фестиваля, на котором в отличие от многих сохранен конкурс, желают выглядеть достойно. Из года в год это удается (например, участники до сих пор вспоминают триумф «Чайки»). На фестивале-2012 оба екатеринбургских спектакля были отмечены жюри, и это не просто дань благодарности за сердечный прием. «Садко» и «Маленькие трагедии» представляют собой значительные работы и по творческим, и по финансовым вложениям. Они эффектны, магически красивы. В обоих торжествует форма: роскошная, тщательно продуманная, изумительно тонко вылепленная, как в «Садко», умно скрепившая все сценическое пространство, как в «Маленьких трагедиях», и явно самодостаточная. Победил художник. А зритель?

Маленькие трагедии

… Третий звонок. Зал еще копошится, устраиваясь поудобнее, отключая мобильники и мельком поглядывая на сцену. Занавес распахнут, виден ряд масок. С первыми звуками они вдруг оживают и оказываются лицами (действительно, «вдруг», неожиданность присутствует). Это завязка «художественной интриги», которая продолжится весь спектакль «Маленькие трагедии». И мы будем с неослабевающим интересом наблюдать за переформатированием декораций, которые на наших глазах перестраиваются из одного замка в другой, переходят от одной пушкинской истории к следующей. Фантазия плюс инженерное мышление художника Юлии Селаври создали уникальный сценический мир-трансформер.

Но это та ситуация, когда внешнего оказывается «слишком много». Декорации и другие атрибуты оформления начинают руководить действом, они сильнее, чем внутреннее движение сюжета, определяют поведение артистов. Зритель с напряжением следит не за страданиями бедного честного рыцаря, а насколько ловко артистам удастся совершить некую манипуляцию со стульями. Содержание на мощном визуальном фоне становится вторичным. Психологического подключения к происходящему не происходит.

Сальери в видении художника Юлии Селаври

В спектакле (режиссер Сергей Ягодкин) все очень серьезно, трагично, патетично. Люди умирают, уходят, растворяются, остаются только маски, пустые оболочки-плащи. От постановки веет холодом. Она заглядывает за край. Возможный авторский вариант подачи, конечно, но по атмосфере далекий от пушкинского. И в первоисточнике каждый из сюжетов оканчивается смертью (как и любая жизнь), но разве тяжело читать Пушкина? Поэт не был в своем творчестве мрачным, даже в трагедиях. Возможно, маленькими он их назвал не только из-за компактности, но по отсутствию пафосности. Это истории не масс и вождей, а частных судеб. Они не про героев с пьедесталов, а простых людей, даже если то великие композиторы. Пушкин скорее Моцарт, чем Сальери. В любой трагедии должен быть элемент комедии, игры. Зачем маленькие трагедии делать большими?

На фестивале состоялся лишь второй показ спектакля – чистая премьера. Еще есть время духом трансформации наполнить не только форму, но и содержание. Пока создан мощный костяк постановки. Ожидаем приращения смысла.

Опубликовано в журнале «Эксперт-Урал»

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.