Катрин Денев, символ Франции
Уже ходили слухи о том, что Катрин Денев капризна, требовательна, что она может позволить себе не придти на назначенную (и даже оплаченную!) встречу. Но мы желали видеть в ее холодноватости – аристократическую сдержанность, в краткости ответов – свойственный ей лаконизм. Актеры, режиссеры, критики, собравшиеся в Доме актера на беседу с прославленной французской актрисой, были настроены не просто доброжелательно – бери выше, восторженно.
Входит Катрин Денев. Элегантна с ног до головы. Ее сегодняшний цвет – беж. Стройна. Молода (вечно молода). Немногословна. Держится с достоинством, без лишних улыбок, но вполне уважительно. Организаторы предупреждают: ровно 20 минут на беседу, и никаких личных вопросов. Первый вопрос задает она сама – про аудиторию, при этом удивляется, что так мало мужчин. (- Где же мужчины? – Они на работе!) Начался отсчет времени…
— Какую свою житейскую мудрость вы, женщина и актриса, передали бы нам, женщинам и актрисам? (вопрос актрисы ТЮЗа).
— Я не даю советов, даже собственным детям… Женщинам-актрисам я хочу пожелать главного: быть мужественными. Не бояться тех моментов, когда вы остаетесь без работы. Надо так организовать свою жизнь, быт, так устроить мир страстей, чтобы быть готовым к этому периоду. Радоваться, когда есть работа, не переживать, когда ее нет. Актеры – зависимая профессия, актрисы тем более зависимы.
— Россия страна большая и разная. И все же хочу спросить о первом впечатлении от России, каким оно было? (вопрос артиста ТЮЗа, мужчины, не на работе!).
— Первый раз я была в России лет 20 назад, сопровождала на гастролях французского певца Максима ле Форестье. Помню Петербург, тогда он назывался Ленинград. Первое впечатление получилось очень сложное. Художники, поэты, писатели – почему-то все контакты с ними проходили дома по вечерам. Было весело, много пили, они читали стихи – и все неофициально почему-то. Не было кафе, где можно пообщаться. Жизнь какая-то подпольная шла. Помню, с транспортом существовали проблемы, мало такси на улицах и вообще мало машин. В гостинице ключ надо было обязательно сдавать… Только в музеях и получила истинное культурное впечатление от страны. Таинственной страны, удивительной, не только из-за ее размеров, но и особого русского духа, который мне не удалось постичь.
— Что вас сформировало как личность, каких писателей и поэтов вы любите ? (вопрос от Юрия Девина, солиста оперного театра, на что Денев отреагировала: «слышу, слышу, что оперный солист»).
— Когда-то я прочитала книгу стихов Рильке, которые произвели на меня большое впечатление. В России много замечательных поэтов и писателей, известных всему миру, и я жалею, что не читаю и не говорю по-русски. Но вообще-то очень важно прислушиваться к себе, оставаться собой. Поэзия – очень личное дело, перед всеми об этом не говорят. Это все равно что вы меня попросите спеть!
— Что бы вы могли сказать о российском театре? (вопрос актрисы российского театра).
— Дело в том, что с русским театром я знакома опосредованно, через те спектакли, которые были переведены на французский язык и сыграны, соответственно, французскими актерами. Балет русский я видела, но драматические спектакли – нет. Но очень люблю Чехова.
— А с современным российским кинематографом вы знакомы? (вопрос искусствоведа Лилии Немченко).
— Параджанова вы воспринимаете как русского режиссера? (Многоголосый ответ зала: «Да! Конечно!»). Это, наверное, мой любимый режиссер. Тарковский, конечно, тоже. Что касается молодых… Видела один фильм, понравился, но имя создателя не помню (удается выяснить, что речь идет о Звягинцеве и фильме «Возвращение»). У нас мало залов, где показывают российское кино.
— Андрей Плахов написал о вас книгу «Красавица навсегда», вы ее читали, как к ней отнеслись?
— Только от вас сейчас узнала. Название сомнительное. Я встречалась с этим журналистом в Париже, давала интервью, но мы с ним мало общались. Скорее всего, он написал книгу на основании критических статей, а не личных встреч.
— Что вас подвигло заняться благотворительностью? (Напомню, что Катрин Денев в Екатеринбурге оказалась в рамках благотворительного проекта «Красота и сила оперы»).
— Я не сама организовала эту поездку – просто приняла приглашение. Сбор средств пойдет на детский онкологический центр. Я участвую в разных благотворительных организациях, и российские актеры, насколько я знаю, тоже.
— Вы сыграли роль женщины-политика в фильме «Отчаянная домохозяйка» Франсуа Озона, женщины обаятельной, умной. А вы сами не хотели бы заняться политикой?
— Меня политика интересует как гражданина – и только.
— Есть ли роли, которые вы хотели бы еще сыграть?
— Я актриса кино. Кино и театр – абсолютно разные вещи. В кино мы более зависимы от желания другого человека, чем в театре. Конечно, я жду возможности поработать с сильными режиссерами, в том числе с теми, с которыми уже успешно работала.
Что касается несыгранных ролей: не могу сказать, что меня привлекают великие героини. Интересные женские персонажи иногда нахожу в книгах. И тогда мечтаю: вот сыграла бы, если бы было выкуплено право на экранизацию, если бы режиссер захотел и меня пригласил…
-Случались ли у вас в жизни периоды, когда вы могли бы пожалеть, что стали актрисой?
— За 40 лет профессиональной карьеры у меня такие периоды были. Казалось, что роли предлагают не такие интересные, как раньше. Лет около 40 я пережила сложное время. И поняла: нужно задать себе вопрос, принять решение, будешь ли ты продолжать работать, не смотря ни на что? Мне повезло, я быстро этот кризис прошла, благодаря тому что Франсуа Трюффо написал для меня «Последнее метро». Фильм развернул меня по-новому, и я вновь начала получать интересные предложения. Видимо, это была моя первая роль зрелой женщины.
— Каковы впечатления от работы с режиссером Ларсом фон Триером в фильме «Танцующая в темноте»?
— Я знала, что Ларс Триер редко выезжает, значит, съемки будут в его стране, в Дании. Когда он мне позвонил и предложил участвовать в съемках, я сразу согласилась, почувствовала: мне нужно нечто, отличное от привычного. Он требовал от меня и певици Бьорк импровизации, и мне нравилось, это оказался абсолютно новый опыт. То, что получилось в результате, тоже очень понравилось. Интересно работать с режиссерами, которые находятся далеко от ваших традиций. Главное здесь – суметь понять друг друга.
(Звучит предупреждение: последний вопрос. И как будто забыты «договоренности» о табу на личное).
— Какие нежные слова вы говорили своей дочери, когда она была маленькой?
Молчание.
— А я вам не скажу. Наверное, такие же, как любая мать говорит своему ребенку. Это личный, интимный вопрос, не думаю, что моя дочь была бы довольна, если бы я на него ответила. Скажу только, что у нас теплые, доверительные отношения.
Катрин Денев уходит, попутно раздав несколько автографов, в том числе молодой зрительнице ставит свою роспись, по ее просьбе, прямо на руке…
А руки самой актрисы? В линии заглянуть не удалось (право на личное пространство для Катрин Денев свято, не будем нарушать ). Можно лишь сказать, что у нее руки по форме артистические, с коническими кончиками, но с выраженными узлами-суставами, то есть элемент скептицизма и критики ей не чужд (что мы имели возможность наблюдать во время встречи), и, конечно, очень ухоженные.
1Людмила,Краснодар
пишет 24 Сен 2012 в 17:50
Марина,тебе понравилась встреча с Катрин Денёв? Ты её ответы привела дословно или в изложении?И вообще,какое впечатление она произвела на вас лично.На мой взгляд,она несколько суховата( сужу по ответам ).Как актриса она замечательна.
2Марина
пишет 25 Сен 2012 в 5:25
Именно такое впечатление она на меня и произвела: суховата, сдержанна, без показной доброжелательности, хоть и вполне уважительна (при этом не без легкомго, чисто французского, ехидства). Мне она понравилась: прекрасно выглядит для своих лет, прекрасно одета, добротно, не вызывающе. Хоть ее приезд и сопровождался почти скандалами в прессе (куда-то не пришла, курила, хоть и выступала за здоровый образ жизни и т.д.), мне она очень понравилась. она в жизни такая, какой я ее себе и представляла.
3Марина
пишет 25 Сен 2012 в 5:26
Ответы приведы практически дословно, просто усная речь переведена в письменную.