Индустриальное наследие

Пятница, 02 Ноя 2012, 14:21 | Рубрика: Искусство

Инстинкт сохранения

 Сохранение памятников индустриального наследия – дело дорогостоящее, но выгодное, если к нему подойти грамотно. В старом цехе можно организовать музей, магазин или дискотеку

«По указу Петра принял мой батюшка во владение завод…» Потомков заводчиков Демидовых, прибывших из Парижа и Москвы, у стен наклонной башни в Невьянске приветствовал сам их великий предок Акинфий Демидов. Торжественная театрализованная встреча была подготовлена по серьезному поводу. (Хотя в принципе посещение памятника истории под ручку с жителями XYIII века теперь возможно для каждого, способного заказать и оплатить такого рода музейную услугу). В старинном заводском объекте, башне, открыта экспозиция. Историко-архитектурный комплекс федерального значения «Старый Невьянский завод» начал действовать.

Уральское наследство

Урал небогат памятниками в привычном понимании: древними поселениями, шикарными дворцами и храмами, оригинальными современными комплексами. Однако, в силу специфики своей судьбы, он насыщен памятниками иного рода – индустриальной культуры. Это регион, чья звезда зажглась, по меркам истории, мгновенно. Еще в последние годы XYII столетия мало кто слышал об этом крае, а через четверть века он уже стал тем, чем является и по сей день: металлургической базой, кузницей страны. Вся его 300-летняя история связана с промышленностью.

Невьянский завод является одним из самых древних на территории России металлургических предприятий и первым приватизированным предприятием вообще. Удивительно, что случилось это в феодальной стране, при отсутствии рыночных отношений в сегодняшнем понимании. Казенное предприятие было передано в собственность с пятилетней рассрочкой оплаты стоимости при условии поставок снарядов и оружия по сниженным ценам: Петр I вел тогда войны за выход к морям. Некоторые старые цеха эксплуатировались до конца ХХ века.

Другой уникальный объект – Невьянская башня, построенная основоположником рода Демидовых Никитой, очевидно, с целью увековечения собственного величия. О значении ее для создателя свидетельствует ценовое сравнение. Весь завод в итоге обошелся ему в 11887 рублей 95,5 копейки, строительство же башни, не имеющей практического значения, немногим меньше: 9207 рублей 60 копеек. Сегодня Невьянскую башню сравнивают с Пизанской. Существенное отличие: итальянскую башню называют падающей, ежегодно она приближается к земле на1 мм. Уральская же носит название наклонной, ее отклонение от вертикальной оси вверху составляет 1м86 сми не меняется; какой башня создана, такой и остается. Причина, по которой башня была рождена наклонной, является одной из ее тайн.

Однако до недавнего времени на башню можно было лишь посмотреть издалека и, если случалась оказия, подняться на верхний ярус, обозреть окрестности. (Ландшафт здесь такой, за который в других странах принято брать деньги). Да послушать бой «аглицких» часов с двадцатью мелодиями, которые за три столетия останавливались лишь дважды – на профилактический ремонт. Внутри не было никаких материалов или документов, рассказывающих о ее насыщенной и загадочной судьбе.

О том, что здание заводской конторы, плотина, фрагменты цехов, сохранившиеся с XYIII века, являются памятниками материальной культуры, долгое время догадывались разве что узкие специалисты-музейщики. Объекты находились за забором военного завода. Лишь в апреле 2002 года был оформлен статус Невьянского государственного историко-архитектурного музея и активно пошел процесс передачи исторических объектов из заводской собственности в музейную. Началась их реставрация. 19 августа 2003 года был открыт восстановленный, а по сути построенный заново Спасо-Преображенский собор 1710 года рождения, также располагавшийся на территории старого предприятия. 28 августа открыта музейная экспозиция в наклонной башне. Восстановительные работы продолжаются.

Мировой опыт

Материя вторична. Жизнь убеждает в этом, несмотря на полученное нами «диаматовское» образование. Первична идея. Сохранение культурного наследия – в принципе дорогостоящее дело, особенно когда речь идет о промышленных объектах. И все-таки и у государства, и у добровольных его помощников находятся средства, когда идея необходимости сохранения индустриальных памятников входит в умы, ставовится своеобразным «инстинктом сохранения».

В России это произошло недавно, в то время как для мира проблема пребывает в заостренном состоянии уже не одно десятилетие. Что делать с огромными массивами старых заводских помещений, промышленными объектами и техникой, которая быстро устаревает, особенно в постиндустриальную эпоху? Как поступить с отработанными шахтами, а ими просто утыкана планета Земля: затопить? взорвать? Или сохранить, — но как, для чего и в каком виде?

В Москве открылся, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле продолжился XII Конгресс TICCIH (Международного комитета по сохранению индустриального наследия). В России он проходил впервые и сразу нацелился на Урал, исторический промышленный регион, к тому же почти единственный, который имеет отдельные примеры по сохранению индустриального наследия. Силами Екатеринбургского музея архитектуры была организована выставка, рассказывающая о существующем мировом опыте.

Один из путей – музеефикация старины. Это актуально, учитывая наблюдающийся в мире музейный бум. В Японии существует практика перенесения целых памятников в места оживленных туристских маршрутов. Так был организован старинный морской порт, представляющий историю судоходства, он стал одной из самых посещаемых туристами точек страны. В Мексике создан Город шахт. Несколько использованных шахт соединены железнодорожными путями в мемориально-туристкий комплекс, посетители которого проходят как бы через всю историю страны, промышленную и не только.

Второй путь – переориентация помещений. Насосная станция в Женеве (интересное архитектурное сооружение в живописнейшем местечке) используется как театр, а здание старой мельницы в Чехии – как музей современного искусства. Автомобильный концерн «Шкода» на базе старых зданий создал современный офисный центр, а в Германии железнодорожный вокзал, который устарел функционально, переделан во вполне комфортабельный торговый центр.

Путь России, как всегда, уникален. Еще Бисмарк догадался, что Россия бедна, потому что богата. Если перевернуть это точное наблюдение, оно также окажется верным: Россия богата тем, что бедна. Участники конгресса посетили Чусовской металлургический завод и увидели в действии то, что повсюду давно стало лишь музейным экспонатом – биссемировский конвертор. Более эффективный кислородный конвертор там тоже присутствует, техника же из позапрошлого века используется на промежуточном этапе, и вполне успешно, с ее помощью получают высококачественную сталь. На Урале до сих пор живут легенды, то и дело находящие реальное подтверждение, о прекрасно работающем оборудовании еще демидовских времен. Немало небольших предприятий Свердловской области могут считаться действующими музеями. Среди более традиционных вариантов сохранения индустриального наследия Урал представил Нижнетагильский музей горнозаводского дела, музей Северской домны, проекты сохранения зданий Кушвинского металлургического завода, которые являются прекрасными образцами промышленного классицизма.

Охранная грамотность

Одна из целей международного конгресса – систематизация опыта по сохранению памятников промышленной истории и культуры, повышение «охранной грамотности», хотя бы на уровне специалистов. На выставке можно проследить и опыт по финансированию дорогостоящих охранных проектов. В основном это целевое бюджетное финансирование, а также поддержка различных фондов. Создание исторической части на той же «Шкоде» было бы невозможно без заинтересованности самого предприятия. Проблема сохранения индустриального наследия может решаться на двух уровнях: властей и промышленников. В Невьянске дело сдвинулось, когда областное министерство культуры взяло его под свое опеку, а потомками Демидовых ощутили себя не только музейщики, но и предприниматели.

Мировой опыт свидетельствует также, что если подойти к проблеме грамотно, вполне реально перевести ее из разряда сугубо расходной в разряд экономически выгодной. Туризм – дело прибыльное. Хоть и хлопотное. По словам заместителя директора невьянского музея Аиды Лянсберг, посетителей становится все больше, показатели за прошлый месяц превысили показатели за прошлый год. Растет интерес иностранцев, особенно итальянцев. (Демидовы оставили мощные родовые ветви в этой стране, к тому же ощущается своеобразное «башенное» родство). Работы у экскурсоводов прибавляется, порой до пяти раз за день приходится им подниматься по вертикальной винтовой лестнице башни на высоту почти 60 метров.

Для городка с 25 тысячами жителей даже нынешние 8 тысяч туристов ежемесячно – это серьезно. Невьянск удобно расположился между мегаполисами Екатеринбургом и Тагилом, сакральный для турбизнеса гостиничный вопрос благодаря этому намного упрощается. Обостряется другой – автомобильные стоянки. Сегодня у входа на музейную территорию могут притулиться три-четыре легковушки, автобус уже не развернется. К тому же посетители должны подготовить себя исключительно к потреблению пищи духовной: точки общественного питания для экскурсионных групп просто-напросто отсутствуют. И, конечно, традиционно острая почему-то именно в России проблема туалетов…

Возникают сложности и иного плана – психологического. Невьянск долгое время был закрытым городом, это сформировало определенный общегородской «тип личности». Изменить психологию на «гостевую», на радостное отношение к посторонним и временным, перестроиться на открытость миру в одночасье совсем непросто. Но другого варианта нет. Сейчас в Свердловской области формируется туристский маршрут под предварительным названием «Малахитовое кольцо» с такими его звеньями, как Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил, Синечиха, Верхотурье.

«Инстинкт сохранения» постепенно охватывает уже не только специалистов и руководителей, но и более массивные слои. В Екатеринбурге ночной клуб решил организовать вечеринку в заброшенном заводском здании. Industrial-party – тоже путь использования индустриального наследия. Цех как танцпол – очень даже современно. В ходе 2-й биеннале современного искусства в цехе завода Уралтрансмаш был показан… профессиональный балет.

Материал опубликован в журнале «Эксперт-Урал»

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Один отзыв на «Индустриальное наследие»

  1. 1Людмила,Краснодар

    Очень радует,что наконец мы-россияне вспомнили об огромном нашем российском наследии,хотя,конечно,ещё долго останется проблема российских туалетов…

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.