Два Шлема
В Международной галерее графики «Шлем» прошла выставка художника Владимира Кравцева. Ее название перекликается с именем галереи – «Шлем. Начало».
Конечно, художников оценивают не только по официальным регалиям. И все же премии и награды отражают немаловажную для творческого деятеля оценку общества. Владимир Кравцев относится к числу наиболее титулованных уральских мастеров. Он лауреат премии губернатора Свердловской области, премий Союза театральных деятелей, Национальной театральной премии «Золотая маска». Награды получены за сценографию (отмечены такие спектакли, как «Ромео и Джульетта», «Поминальная молитва», «Полонез Огинского») – с 1984 года Владимир Анатольевич является главным художником Свердловского академического театра драмы.
Но не менее важно признание коллег и зрителей. Кравцев – очень своеобразный художник, его очевидная черта – непохожесть на других. Персональных выставок у него было немного (хотя по сути каждый спектакль – «персональный проект»), но каждая – из тех, что запоминаются. Он активно участвует в коллективных экспозициях, и на его работы обязательно обратишь внимание. Идет своим путем в искусстве, ни у кого не заимствуя, никому не переходя дорогу, не вступая в споры за место у «творческого источника».
Кравцев безусловный концептуалист, останавливающий и переносящий на холст, бумагу, любую другую поверхность не летучее настроение, а текучесть мысли. Удивляет неожиданными совмещениями тем, времен, материалов. Материя для Кравцева – бесконечный источник идей. Его могут вдохновить самые обыкновенные бытовые предметы, особенно если они пару десятилетий (а то и столетий) полежали на условном чердаке времени и пространства. Вечный «вещный» художник.
Так, несколько лет назад, впечатлившись пермской деревянной скульптурой XYII века, он создал серию деревянных артефактов уже нашего времени. Эстетически интересуют Владимира Кравцева и недавно минувшие дни пресловутого социалистического реализма. Ряд картин, инсталляций выполнены в духе соцарта. Именно в духе, под него: отличие – в подтексте, в авторской, а затем и зрительской улыбке-усмешке. В работах Кравцева всегда присутствует либо комизм, либо трагизм, угадывается некая история человека или идеи: так проявляется натура театрального художника. В серии же рисунков «Три, два, один…», родившейся в прошлом году, ирония переходит в сарказм. Можно было бы сказать, злой сарказм, если бы не глаза автора, добрые и мудрые: его критика человеческой и общественной природы идет не от высокомерного обличения, а от желания понять.
Графику как способ выражения идей Владимир Кравцев ценил издавна. Теперь он воплотил свой интерес и уважение в цикле крупных цветных графических полотен, посвященном Международной галерее графики. Кабинет рисунка и гравюры «Шлем» родился по инициативе художника Олега Карпенко и искусствоведа, известного галериста Виктора Малинова. За это время была собрана коллекция, куда вошли примерно 1300 рисунков, офортов, гравюр, литографий, акварелей в основном современных уральских мастеров. Задача галереи – сохранить и представить зрителям произведения жанра не столь массового и популярного, как живопись, но являющегося фундаментом изобразительного искусства. Сейчас Кабинет рисунка и гравюры располагается в галерее второго этажа Атриум Палас отеля. В перспективе, уверен его директор Виктор Малинов, в Екатеринбурге появится полноценный Музей графических искусств. Сама же коллекция войдет в Государственный музейный фонд Российской федерации, переговоры об этом уже ведутся.
На открытии экспозиции Владимир Анатольевич и Виктор Алексеевич торжественно водрузили на глазах собравшихся журналистов последнее полотно серии на приготовленное для него место. Экспозиция в сборе, можно приступать к рассматриванию. Есть пища и для глаза, и для ума. Шлем – образ многозначный, богато мифологизированный. Кравцев создает собственную мифологию Шлема.
Шлем как вместилище: идей, состояний, чувств, неких явлений, времени и национальности. Шлем – нора, шлем – башня, шлем – гнездо. Средневековый, древнеегипетский, восточный. Он бывает не только из металла, но и из скотча, бумаги, а, может быть, и воздуха? Старинный и современный, традиционный и хай-тековский. Торжествующий и поверженный, защищающий и агрессивный, расчлененный, «убитый», пустой и переполняющийся. Он и дом, и тюрьма, и буква, и крест. Нести свой шлем, как нести свой крест…
В названии выставки присутствует слово «Начало». Значит, будет и продолжение.
(опубликовано в журнале «Уральский федеральный округ»)