Деньги пахнут
Чем пахнут деньги
Уютная галерея «ПоЛе» (на территории Свердловской киностудии), как туго набитый кошелек, заполнена картинами. Всего на неделю, до 17 февраля, здесь обосновалась выставка с названием, находящим отклик в массовом сознании, – «Деньги пахнут». Идея принадлежит Борису Хохонову, но в экспозиции с удовольствием приняли участие еще несколько екатеринбургских художников, часть работ была написана специально для проекта. Плотная развеска: картины серии Феликса Смирнова «Портреты времен» (в глазницах портретируемых сияют копеечки) спускаются с потолка, инсталляция Антона Таксиса (отрубленная рука, тянущаяся за монетами) расположилась в зрительном пространстве. Одно из центральных полотен – «Бакс Бога»: строгие глаза всеобщего судии взирают на мир, картина сочится кровью в точках распятия. Так и хочется добавить к титулу экспозиции предупреждение: «Осторожно: деньги!».
Я пришла на выставку, «принюхиваясь». Чем пахнет? До официального открытия пахло – красками. После: духами, вином, кожаными сумками, зимними куртками и совсем немного – шубками. Борис строго прекратил мои шутливые розыски. И в самом деле, тема серьезная. Деньги пахнут – трудом, в них вложенным.
— Сами по себе деньги как инструмент товарообмена понятия морали не содержат. Поэтому можно сказать: исходно деньги не пахнут. Но когда они взаимодействуют с человеком, возникают некие отношения, которые должны регулироваться этическими нормами. Если же регуляции нет, деньги начинают диктовать свою волю, — объясняет Борис Хохонов концептуальный импульс художественного проекта.
— Борис, как вы считаете, изменилось ли место денег в современном мире, в сравнении с прошлым?
— Когда-то они были лишь всеобщим эквивалентом, сейчас живут собственной жизнью, приобрели некую самодостаточность. В картине «Бакс Бога» я изобразил гипотетическую валюту, как бы придуманную Богом для его взаимоотношений с людьми и нравственно нагруженную.
— А «Бакс дьявола» вы не пытались нарисовать?
— Зачем? Такого «добра» полно повсюду.
— Как я понимаю, выставка имеет определенную этическую направленность?
— Художник мыслит формами. Он задевает больную для общества тему, чтобы зритель искал решение. Задачей искусства всегда являлось поставить вопрос, а не дать конкретный ответ; ответ каждый будет находить сам.
— Ваш собственный ответ ясен: деньги пахнут тем, что в них вкладывает человек…
— На меня произвел впечатление поступок менеджера высшего звена одного английского банка, который отказался от бонуса – огромной суммы – в период финансового кризиса, когда многие клиенты банка пострадали. Пример того, что в системе «человек – деньги» действуют нравственные регуляторы. В среде немцев-протестантов существует поговорка: лучшая молитва – это работа. Богатый человек угоден Богу, потому что он заработал средства тяжелым ежедневным трудом. У нас, к сожалению, большие состояния в основном нажиты неправедными поступками и к труду имеют отдаленное отношение. Перекосы и в экономике, и в сознании.
Наталья Хохонова продолжает исследование художественных пристрастий массового сознания, в которое легко проникают иностранные фетиши, в том числе финансовой символики. В «Оттенках зелёного» ею трансформируется формула Эйнштейна, и теперь энергия равна массе долларов: Е = m$ (в квадрате). Доллар входит во все языки и становится важной буквой в любом алфавите: «V$E КРА$ИВОЕ», например. А любимый уральцами олень «Серебряное копытце» обещает сладкую жизнь, Dolce Vita, сверкая изумрудными глазами…
Впрочем, тема бесконечна. Выставка в «ПоЛе» — лишь начало проекта, который в расширенном объеме будет представлен к концу года в галерее «Татьянин день».
Опубликовано в «Областной газете»