Браво-2012

Вторник, 09 Окт 2012, 17:10 | Рубрика: Театр

Театр в контакте

В 32-й раз «Браво!» прозвучало с новыми интонациями: свердловский областной театральный фестиваль не только подводил творческие итоги за год, но и рассуждал о собственной судьбе

Начнем с конца – с церемонии награждения. 28 мая в Свердловском театре музыкальной комедии вручались статуэтки «Браво!» самым-самым-самым. В 2011 году на территории Свердловской области было создано около 80 новых постановок, 15 из них из 13 театров вошли в фестивальную афишу. Лучшими были признаны: спектакли «Без вины виноватые» (ТЮЗ) и «Seria» (Провинциальные танцы), режиссеры Николай Коляда (Коляда-театр) и Сергей Смирнов (Эксцентрик-балет Сергея Смирнова), артисты Светлана Замараева (ТЮЗ), Петр Незлученко (Серовский театр драмы), Маргарита Рудина (Екатеринбургский театр оперы и балета). Впрочем, как всегда на нашем «празднике театральной жизни», постарались никого не обидеть. А потом критики сели за круглый стол и, вопреки традиции, стали рассуждать не столько о спектаклях, сколько о фестивале как таковом. Не пришло ли время изменить его форму? Какое будущее ждет «Браво!»?

 Роль фестиваля в жизни общества

«В жизни всегда есть место фестивалю!», — провозгласил музыковед Михаил Мугинштейн. Ему виднее: он из тех критиков, что востребован далеко за пределами уральского ареала. Лариса Барыкина, музыкальный и балетный критик, курсирует с конкурса на фестиваль, совершая по 7-8 перелетов в месяц. В России наблюдается фестивальный бум, их количество перевалило за 300, у каждого региона имеется свой «джентльменский набор». Сомневаться в необходимости фестивалей не приходится, однако есть желание понять, для кого они существуют и каким целям служат.

То, что фестивали нужны самим участникам процесса, бесспорно. Бывший председатель Свердловского отделения Союза театральных деятелей России Владимир Нестеров в трудные времена произнес фразу, ставшую лозунгом: «Мы от всего откажемся, но «Браво!» сохраним». В области 30 театров, и всем важно быть увиденными и услышанными, чтобы не возникало ощущения «брошенности». К тому же театральные фестивали заполнили изрядно опустевшую нишу гастролей, творческих мастерских, лабораторий по обмену опытом.

А что же зрители? Залы не пустуют, конечно – праздника хочется всем. Вот только большинство не отделяет фестивальные спектакли от будничной афиши. Рекламы явно недостаточно, не хватает финансовых сил выйти за пределы привычной театральной тусовки. «Браво!» в последние годы активно раздвигает содержательные и жанровые границы: фестиваль начался с уличного шествия, в его программе значились такие мероприятия, как фото-кросс и конкурс рецензий, а в off-программе – читки пьес молодых драматургов и видео-демонстрации спектаклей-лауреатов «Золотой маски». Но, слабо раскрученные, нововведения не сработали в полном масштабе.

Региональные «смотры» стараются идти по пути, проложенному национальной премией. «Золотая маска» расширяется, движется в регионы, укрепляется новыми проектами, — и местные фестивали вслед за ней. Пора и «Браво!» вырасти в «Браво!» плюс», высказали мнение организаторы, то есть выйти за пределы Екатеринбурга, проехать с лучшими постановками по городам области. Наладить обмен спектаклями-лидерами с соседними территориями: Челябинском, Пермью, Тюменским краем, ввести номинацию «Гость фестиваля».

Отличительной чертой свердловского форума является присутствие театров из области. Недавно состоялся омский театральный смотр: никакой «областной провинции». Свердловская область – регион крупных городов, у нас довольно много муниципальных театров, если подходить с российскими, не заграничными мерками. Им важно ощущать себя встроенными в единое культурное пространство. Присутствие в фестивальной афише для них не просто доказательство определенного успеха и признания, но и возможность увидеть, куда движется искусство. Но часто бывает так: приедет команда в день собственного выступления, а наутро уже отбывает восвояси. Казалось бы, логично остаться, на других посмотреть. Объясняют: у нас репертуар. Самостийно выключить себя из театрального графика артисту, действительно, сложно. Другое дело, если бы участие в фестивале оценивалось как творческая командировка. Важно, чтобы события уровня «Браво!» ассимилировались в стратегию по формированию культурной среды малых городов и учитывались при планировании бюджетов.

Областные театральные фестивали имеют большое значение в сохранении такого понятия, как русский репертуарный театр. О нем в последние годы много спорили и, наконец, признали: это наше национальное достояние. Как почти все духовные ценности, экономической выгоды не приносит, тем не менее, Европа смотрит и завидует. Логично учредить фестивальную премию «Лучший репертуарный театр года», которая учтет прежнюю творческую «неучтенку»: формирование разносторонней афиши, качественной многохарактерной труппы, современные методы привлечения зрителей. По словам члена жюри доктора филологических наук Марии Литовской, если нижнетагильский театр драмы ставит пьесу Мрожека (речь идет о «Сальто морале»), важно уже то, что он, нижнетагильский театр, ставит пьесу Мрожека. А значит, рассчитывает на зрителя, который поймет сложное абсурдистское произведение польского драматурга.

Уже не в первый раз обсуждается вопрос, нужен ли конкурс в ходе фестиваля. Все крепче в театральной среде прорастает мнение, что конкурсы вообще следует отменить: в искусстве не должно быть соревновательности, расстановка по местам здесь неуместна. Член жюри «Браво!» московский критик Ольга Галахова как вариант предлагает отбирать на фестиваль десять лучших спектаклей и никого не расставлять по ранжирам. Справедливости, как бы жюри не старалось, не получится: нет единых критериев оценки, невозможно избежать субъективности, на некоторых фестивалях (не нашем!) присутствует элемент коррупционности. «Если Марк Захаров ни разу не получил «Золотую маску», это неправильная премия!», считает Ольга Галахова: «Я всегда участвую в раздаче слонов и чувствую себя предателем по отношению к творцам». Но от жизненных реалий, а также традиции решили пока не отрываться: показ лучших спектаклей минувшего года плюс конкурс.

 Роль сезона в жизни театра

На нынешнем фестивале, можно сказать, произошло «приращение смысла» в самом понятии «конкурс-фестиваль «Браво!». Но прежний, исконный его смысл – выявление тенденций художественного процесса – никто не отменял. Особенности афиши-2012: спектаклей меньше, чем обычно (сказался режим экономии, включенный учредителями из сферы власти); полное отсутствие детских спектаклей (впору говорить о кризисе жанра); по-прежнему актуальны вариации на матрицы классических произведений, при этом наблюдается торжество молодой режиссуры. Не будем анализировать афишу «Браво!»-2012 целиком, посмотрим на «крайние точки».

Событие года. События в искусстве случаются редко, на то они и события. Нам повезло: мы увидели шедевр. Произведение, идеальное во всех отношениях: слитость формы и содержания, редкая красота и оригинальность пластики, высокая образность сценографии, философская наполненность, но не излишество – это «Sepia» (Провинциальные танцы).

Прорыв года. Привычно в течение многих лет критики ругали Екатеринбургский театр оперы и балета. Зрители в него шли – а специалисты игнорировали, по их мнению, театр пребывал в творческом застое, пропах нафталином и забыл о том, какой век на дворе. «Опера у нас воспринимается как старая бабушка, а на самом деле она крутая девушка», — эмоционально выразился Михаил Мугинштейн. И вот, наконец, театр помолодел – аккурат к своему столетнему юбилею. Опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» прозвучала новаторски (хотя, по «гамбургскому счету», и является масскультовым зрелищем), для театра сыграла роль

Браво-2012

Любовь к трем апельсинам

ступеньки по лестнице, ведущей вверх, предопределила успех премьеры 2012 года – комической оперы Россини «Граф Ори». «Баядерка» Минкуса, по мнению Ларисы Барыкиной, первый балет, к которому не может быть претензий с точки зрения текста. Отточенность линий, уместный академизм, благородная манера исполнения – балетная труппа продемонстрировала свой высокий потенциал. «Неучастие в фестивале «Браво!» в последние годы нас подстегивало в поиске», — поделились сотрудники театра.

 

Браво-2012

Баядерка

 

Разочарование года. Екатеринбургский театр музыкальной комедии со спектаклем «Алые паруса» попал в афишу фестиваля в последний момент – что, впрочем, не помешало ему получить две статуэтки «Браво!». Практически все, что появляется на сцене данного театра, уже при рождении отмечено «знаком качества»: здесь просто не умеют работать непрофессионально. Нет претензий ни к исполнительскому мастерству актеров, ни к сценографии. Но у многих вызвала отторжение содержательная концепция спектакля. Снимается не только шелуха штампов в подходе к известному сюжету, но и иллюзорный глянец с героев. Создатели его как будто вознамерились, чтобы не прослыть несовременными романтиками, красивую гриновскую утопию заменить – антиутопией и чрезвычайно увлеклись прорисовкой безобразий окружающего Мечту мира, который здесь представлен исключительно как бордель.

Проблема года. В театральных залах сидят люди, у которых в руках мобильники (они вечно забывают их отключить) и планшеты. Интернет-революция изменила мир, и бессмысленно делать вид, что ничего не произошло. Театр же порой остается территорией, искусственно защищенной от ветров времени. Когда со сцены до зрителя доносятся интонации полувековой давности, вряд ли возникнет доверие к тому, что на этой сцене происходит. Театр должен быть созвучен моменту, попросту говоря, современен. Это не значит, что нужно брать исключительно свежерожденный материал и использовать ультрарадикальные технологии. Главное – уловить интонацию. При абсолютной несхожести 15 фестивальных спектаклей они объединены одним качеством: современное звучание, с разной степенью громкости и точности попадания. Но, к сожалению, большая часть из того, что было поставлено на территории области и не вошло в фестивальную афишу, трудно назвать произведениями XXI века. Они могут поднимать важные вопросы, быть даже нарочито «помеченными» брызгами сегодняшнего дня, но в равной степени принадлежать и веку минувшему. Театр испытывает ностальгию по настоящему, а не прошедшему.

Из фестивальных высказываний

Ольга Галахова: «Театр Ла Скала – это как категория абсолюта. Когда человек приобщается к абсолюту, он меняется. Я смотрю на участников некоторых провинциальных театров и думаю: они просто не видели идеала, не знают, к чему стремиться. Фестиваль «Браво!» шедевров итальянской оперы, конечно, не демонстрирует, но представленные на нем спектакли – не все, некоторые – можно воспринимать как эталон, здесь есть чему учиться и профессионалам, и зрителям».

Михаил Мугинштейн: «Мы свидетели того, как завершается один культурный цикл и плавно приближается следующий. Такое происходит примерно раз в столетие. Ситуацию нынешнего момента можно охарактеризовать как «состояние бродильной беременности». В искусстве зарождается что-то новое и скоро появится на свет».

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.