Авторское право в искусстве

Пятница, 05 Окт 2012, 8:18 | Рубрика: Искусство

Право на Чебурашку

Закон уважает автора, но многие об этом еще не подозревают

 Екатеринбург время от времени посещают известные писатели: презентуют новые книги, осваивают рыночные просторы. И попутно могут вызвать бурю в узком кругу. Скромный, не велеречивый в устном варианте Дмитрий Емец (в письменном он весьма продуктивен и способен сотворить девять романов за два года) неожиданно стал поводом к настоящей баталии. Издательство «Эксмо», заполняющее примерно 13 % регионального книжного рынка и больше половины всероссийского, организовало встречу писателя с общественностью в Уральском музее молодежи. Встреча прошла в жанре дежа-вю: подобное уже было, лет этак 15 назад. Участники горячо спорили о литературе. В последние годы страсти разгорались в основном вокруг политики да собственности, а теперь вот вернулись в сферу духовную.

 Время перекладывать камни

В порядке информации. Дмитрий Емец – герой и движущая сила одного из успешных проектов «Эксмо», книжного сериала о Тане Гроттер, девочке-волшебнице, чье имя, а также оформление книг вызывает немедленные ассоциации с Гарри Поттером. «Серийный писатель» — для одних звучит как почетное звание, для других как ругательное выражение. Местные поэты и прозаики сокрушались по поводу превращения писательского ремесла в фабричное производство: звезд, книг, массового эксклюзива. Рациональные литературоведы замечали при этом, что поколение, читающее исключительно Фолкнера и Набокова, вызывало бы не меньше опасений, чем взращенное на сериалах. Вне зависимости от оценок «за» и «против» именно сериалы, продолжения, перепевы, пересказы, римейки и ремиксы формируют сегодня культурную среду.

Современное искусство пребывает в интересном положении. Из окна машины звучит сладкий голос Витаса, страдающего по сиреневому туману. В книжном магазине продавщица доверительно советует: «Возьмите Антона Леонтьева, пишет в духе Агаты Кристи, прямо по ее сюжетам». Понравившийся публике фильм требует сиквелов (продолжений) и приквелов (предысторий). Стоит появиться какому-либо оригинальному произведению, как оно обрастает параллельными созданиями в других жанрах, множится, плодится. Массовая культура обязательно «выходит в тираж». Она подразумевает не только предназначенность для масс, большого количества зрителей и читателей, но и сама становится «массой». В современном обществе (потребления, информационном) всего должно быть много. А нового, как и хорошего, много не бывает. Потому массовая культура и эксплуатирует то, что уже создано. После периода «разбрасывания камней» начала прошлого века (свержения стереотипов и создания новых направлений), периода «собирания камней» (утверждения традиций) в мире искусства наступило своеобразное «вневременье», когда «камни» просто перекладывают из одной кучи в другую.

И все-таки в основании каждой культурной пирамиды лежит конкретное произведение. Импульсом для создания сериала о Тане Гроттер, конечно, стали книги Джоан Ролинг. Началось все с пародии на историю английского мальчика, потом Таня зажила самостоятельной жизнью. Оценивать русскоязычную версию мира детей-волшебников сейчас не буду. Книги выходят большими тиражами, раскупаются. («Ты прочитал уже все книги про Гарри Поттера? Вот тебе, дорогой, про Таню Гроттер»). Возможно, Дмитрий Емец как бизнесмен и более талантлив, чем как литератор. Он придумал простой и безукоризненный коммерческий ход. Если бы подобный проект не родился в голове писателя, его следовало бы выдумать издателю. Но данная история, одна из многих, интересна еще и с точки зрения права авторства.

В ситуации массовой культуры аспект авторского права становится чрезвычайно актуальным. В какие отношения продолжатели, интерпретаторы и ретрансляторы вступают с первоисточником, с носителем исходной информации? В Голландии книга «Таня Гроттер» была запрещена к переводу как плагиат. (Скандал, как водится, имел прекрасный рекламный результат). Но, с другой стороны, пародию-то еще никто не запрещал, она существует как жанр. Да и девять книг на русском языке были написаны Дмитрием, а не Джоан. Она – автор, но и он – тоже автор. На каких правовых основаниях должны выстраиваться отношения между ними? А также между Агатой Кристи и Антоном Леонтьевым, «родителями» Пинокио и Буратино, создателями римейков и попурри и авторами того, что они переделывают и перемешивают, перечень может быть длинным.

 Что такое интеллектиуальная собственность

Интеллектуальная собственность – это все, что создано творческим трудом человека или группы людей. ИС делится на две категории: промышленная собственность (использование достижений науки и техники в бизнесе и их защита) и непосредственно авторское право. Стандартные объекты, которые сегодня часто становятся предметом разбирательства, это товарные знаки, брэнды, изобретения, промышленные образцы, видеопиратство. Доктрина относит к интеллектуальной собственности и такие элементы, как защита от недобросовестной конкуренции, типология интегральных микросхем, селекционные достижения и другое.

Я – автор. Ты меня уважаешь?

Дней десять назад я стала автором данного текста. По мере того, как строчки появлялись на бумаге (или на экране компьютера), авторство устанавливалось и закреплялось. Закон гласит: «с момента создания». Для доказательства авторства хорош еще и момент публичности: стихи могут быть прочитаны в обществе, песня – исполненной не самому себе, а компании. Всякий, кто после автора решит публично использовать его произведение или даже его часть (без письменной передачи авторских прав), должен за это заплатить.

Внешне позиция естественна и проста. На деле же нарушается на каждом шагу. Сказывается, во-первых, проблематичность конкретного осуществления, во-вторых, незнание законов, непривычка уважать чужую интеллектуальную собственность. По закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», кафе и рестораны обязаны оплачивать поэту и композитору каждое исполнение их песен (за исключением тех вариантов, когда уборщица, моя полы, включает для себя магнитофон). На основании данного закона, а также уголовного кодекса, запрещено несанкционированное воспроизводство фильмов – «видеопиратство». Однако, пока оно будет экономически выгодно, оно будет процветать.

Пожалуй, наиболее активно возделываемое сегодня поле нарушений авторского права – интернет. Многие наивно полагают, что любое произведение (картинка, фотография, текст), помещенное во всемирную сеть, имеет статут всеобщего достояния. Это не так, и здесь за использование нужно платить гонорар (если, конечно, не истек срок авторского права, который действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти). Одно из самых громких дел в сфере интеллектуальной собственности связано именно с всемирной паутиной. Десять московских литераторов, среди которых детективщица Александра Маринина и фантаст Василий Головачев, подали иск на общую сумму $ 500 000 на владельцев электронной библиотеки, без согласия автора разместивших их произведения. Своеобразное пиратство в интернете.

Российское законодательство об авторском праве молодо. Если во Франции, например, оно сформировалось в конце XYIII века и с тех пор развивалось и совершенствовалось, то у нас фактически появилось десятилетие назад. В советские времена процветало представление «и все вокруг колхозное, и все вокруг мое». Отголоски подобного подхода все еще ощущаются. Например, знаменитая история с Чебурашкой. По сути это единственный исконно русский детский персонаж, получивший мировую известность. Придумал его конкретный человек, и даже всем известно, кто, но очень быстро Чебурашка вошел в народный фольклор и стал восприниматься как всеобщее достояние, и не только в нематериальной культурной сфере, но и вполне материальной производственной. Появились конфеты, сырки и прочие вкусности под этим кодовым для детского сердца названием. Эдуард Успенский успешно отстоял авторское право на Чебурашку в суде. А вот с Дядей Федором история вышла иная. В этом персонаже не обнаружили эксклюзива: и мальчики, и дяди, и Федоры существовали до Эдуарда Григорьевича.

По словам заместителя директора уральского филиала Российского авторского общества, определение того, какие элементы произведения являются охраноспособными, является одним из самых сложных моментов осуществления авторского права. Оно связано с понятиями содержания и формы, а это категории во многом оценочные. Поэтому каждая ситуация требует конкретного анализа. В целом же в российской юридической науке считается, что элементы содержания (идеи, образы, сюжет) не являются объектом авторского права. Охраняется только форма. Идеи есть принадлежность всех. Эксклюзивной становится лишь воплощенная, материализованная идея, зафиксированная в определенной литературной, живописной, музыкальной форме. Образно говоря, буквы принадлежат всем. А стихотворение «Я вас любил» (в котором нет ни одного «эксклюзивного» слова) – только Пушкину.

Мир напрокат

Подробнее о перипетиях авторства наш разговор с директором агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Евгением Шестаковым. Фирма участвует примерно в 10-15 «интеллектуальных» делах в год, и ее руководитель отмечает тенденцию увеличения их количества.

— Для начала давайте посмотрим на взаимоотношения Гарри Поттера и его русской сестренки Тани Гроттер с точки зрения авторского права.

— С этой точки зрения нарушений со стороны писателя, создавшего серию книг про Таню Гроттер, нет. Джоан Ролинг не обладает авторским правом на историю о детях-волшебниках. Она обладает авторским правом на свои книги, их части и главы. Здесь же прямого цитирования, насколько я знаю, нет.

— Но ведь ею создан особый, прежде не существовавший мир. Разве это не эксклюзив?

— В ее произведениях нет практически ничего, не существовавшего прежде в виде мифов, верований, литературных источников. Другой случай – мир Толкиена, там есть оригинальные персонажи, названия; хобитов придумал именно он.

— С житейской точки зрения подобная градация выглядит странно. Так что же, можно брать любое произведение и продолжать его на свой манер, лишь бы не «передирать» один к одному?

— Ни на идеи, ни на сюжеты авторского права нет. Но есть такое понятие, как защита от недобросовестной конкуренции. И если книга выходит на рынок, откровенно подделываясь под уже известную и раскрученную, и паразитирует на ее популярности, — тогда в действие вступает антимонопольное законодательство. Впрочем, его карающая сила будет направлена не на автора, а на издателя.

— В нашей культурной истории немало случаев заимствования образов, сюжетов, персонажей у зарубежных писателей, куда более прямых, чем это сделал Дмитрий Емец. Алексей Толстой и Алексей Волков если не перевели, то переложили произведения других авторов, обозначив их как собственные. Что говорит по этому поводу современное понятие об авторском праве? 

— Деревянный человечек с длинным носом, действительно, был придуман не Алексеем Толстым, хотя он и дал ему другое имя. И если бы в свое время создатель Пиноккио захотел, думаю, он доказал бы свое авторство. В «Волшебнике изумрудного города» тоже есть оригинальные персонажи, пришедшие из «Волшебника из страны Оз»: Страшила, Железный дровосек. Но чтобы сделать корректные выводы о нарушении или не нарушении авторского права, требуется конкретный текстовой, стилистический анализ.

В ситуации, где есть чистый эксклюзив (хобиты, страна Средиземье, деревянный человек), определение авторства несколько проще. Но вот как охранить, например, Хемингуэя, непонятно, его творческие приемы неочевидны. Подобные произведения можно охранять лишь от прямого копирования. Но, с другой стороны, под них и не подделываются, так как они не имеют явных признаков принадлежности известному автору.

— Лет десять назад на российских книжных прилавках появилось продолжение романа «Унесенные ветром». Читатели не хотели расставаться с полюбившейся им Скарлетт, желали счастливого конца, а автора давно нет в живых. Пришлось за перо браться нашим предприимчивым современникам…

— В законе есть понятие «национальное достояние». Некоторые творцы и их работы становятся достоянием национальной культуры. Например, на использование в качестве имени-фамилии героя сочетания «Евгений Онегин» должно быть получено согласие у России. Подобным образом можно оценить произведение Маргарет Митчелл. Но это та норма, которая провозглашена, но не воплощена. Отсутствует прецедент, нет органа, который бы отслеживал такие вещи. Если конкретные люди начинают следить за соблюдением их собственного права как автора, то государства пока еще здесь пассивны.

— Итак, идея, какой оригинальной бы она не была, не принадлежит отдельному человеку. Писатель создает  мир и отдает его другим, в том числе другим писателям: делайте, что хотите. А информация? Существует ли на авторское право на информацию?

— События, факты, информация о них не охраняются авторским правом. Использование информации из разных источников, по нашему законодательству, не нарушает ничьих прав. Однако если в подаче информации СМИ использует конкретную форму, которая уже была использована другим агентством, газетой, телеканалом, оно обязано дать ссылку на источник.

Патент на брэнд

Еще один уровень взаимоотношений Тани и Гарри – брэндовый. Книжки о Гроттер по дизайнерскому оформлению близки к книжкам, где герой – Поттер. Как и положено родственникам, сестренка «чертами лица» смахивает на братца.

Использование чужого раскрученного брэнда – это отдельная песнь, и звучит она сегодня все чаще. Концерн «Калина», с середины 90-х производящий косметику для девочек «Маленькая фея», потребовал от казанского завода прекратить выпуск серии «Миленькая фея», не только созвучной по названию, но и использующей близкую цветовую гамму. В свое время уральский концерн добился от компании «Невская косметика» прекращения выпуска кремов под названием «Велюр», теперь там делается «Невский велюр». Брэндовая война еще только разворачивается, и хотя экономисты утверждают, что эффект от имитации чужого брэнда временный, немалое число производителей он устраивает.

Но у брэндов есть и другая сторона – они тоже творческий продукт и имеют своего автора. Это не книги, имена создателей на них не значатся, однако авторское право распространяется и на них. «Гарри Поттер» не оформлен в России как товарный знак, и имитация его вряд ли может быть доказана и наказана. Местная же екатеринбургская история знает на данный момент хоть и единичные, но показательные случаи авторско-брэндовых разборок.

Еще в начале 90-х дизайнер Валерий Семенов, профессионально занимающийся товарными знаками, разработал брэнд для ателье «Глория». Через время он обнаружил, что знак активно используется другими фирмами. В процессе разбирательства выяснилось, что он был зарегистрирован посторонним лицом, которое и не подозревало, что «картинка» является объектом чьей-то собственности. «Я столкнулся тогда с тотальным невежеством. Простое невежество, когда человек не знает математики. Тотальное невежество, когда человек не подозревает о существовании математики». Валерию же вновь пришлось доказывать свое авторство, на сей раз торговой марки «Партизан», которой пользуется швейное объединение «Стиль». В итоге нескольких судебных заседаний фирма сохранила слово «Партизан» в качестве торговой марки молодежной одежды, (так как дизайнер его не выдумал, а лишь выбрал, хоть и в ходе творческого поиска), но лишилась графической составляющей – симпатичного чертика.

Оба процесса имели определенный резонанс и исключительную полезность для бизнес-сообщества, которое только начинает осознавать: любой результат творческой деятельности является чьей-то интеллектуальной собственностью. И закон охраняет ее так же, как и прочие формы собственности.

(Опубликовано в журнале «Эксперт-Урал»

Добавить в Одноклассники Добавить в Twitter

Один отзыв на «Авторское право в искусстве»

  1. 1надежда

    Полезный ликбез
    Н.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.