Алгоритм счастливой жизни
Осуществившиеся надежды. Реализованные мечты. Ощущение удовольствия и радости. Классическое «когда тебя понимают». Поэтическое «покой и воля». Сколько людей, столько определений, что же такое счастье: у каждого оно свое. Но есть в этом тонком, летучем, трудно формулируемом и таком желанном состоянии нечто общее, объединяющее. Об «алгоритме счастья» наша беседа с социальным психологом из Екатеринбурга Ириной Черкасовой, основная сфера деятельности которой – педагогическая среда. Но сначала поговорим о том, чего нам для счастья не хватает.
…Торопимся, спешим; «успех» — это «успеть». Суетимся, отвлекаемся, убегаем. Устаем. Падаем без сил. А что сделали? А чего достигли? И вот уже новый термин вызрел, говорят, болезнь века – прокрастинация, по-русски «завтрачество». Откладывание на потом: важных решений, надежд, планов. В результате несбывшиеся мечты, разочарование, усталость – и никакой гармонии.
— Ирина Евгеньевна, почему современные люди порой заняты всем, кроме главного? Может быть, мы боимся счастья?
— Многие научились мечтать, но не умеют ставить цель. Цель отличается от мечты только одним показателем: она имеет срок. Четкие временные рамки трансформируют мечту в цель и подразумевают ряд конкретных действий. Не просто «желаю путешествовать по Европе», а определяю задачу: в июне следующего года отправляюсь в поездку, к этому моменту разрабатываю маршрут, заказываю гостиницы, обеспечиваю материальную базу. Целеполагание вообще не является сильной стороной русского характера. Вот и получается: время проходит, а человек так ничего и не осуществил, промечтал.
— Здесь уместно сказать о правиле трех шагов?
— Для достижения желаемого в каждый момент времени нужно знать следующие несколько шагов, направленных к исполнению цели. Действия очень важны, они всегда происходят в настоящем: будущего в реальности нет, а прошлое уже отъехало. Человек обязательно должен что-то делать, а не сидеть и ждать. «Я такая замечательная, непременно встречу суженого». Если просто мечтать, то можно и не встретить, ведь и для личного требуется выделить временное пространство и внутренний ресурс.
Много раз доводилось слышать: вот будет у меня то-то и то-то, выйду замуж за хорошего человека, получу работу, которая нравится, тогда и стану счастливой. Это заблуждение. Все с точностью наоборот: сначала – внутреннее состояние, потом – внешние события. Для счастья не требуется что-то иметь и получать. Вслушайтесь в само слово: с-часть-е. В славянской транскрипции в нем выделяется корень «часть». Счастливый человек – тот, кто чувствует себя частью: другого человека, процесса, мира, тот, кто умеет делиться. Счастливые люди не потребители. Потребителю всегда мало, он неудовлетворен, у него проблемы. Человек отдающий – радуется, он наполнен любовью.
— Что ж, в таком случае профессия педагога по определению счастливая, ведь она отдающая?
— Учитель имеет большие возможности быть счастливым, как и врач (если, конечно, в профессии они не случайные люди и не мучаются на работе). Он нужен, он видит реальный результат своего труда. Правда, сегодня в педагогической деятельности много рутины, монотонности, отчетности, все это не доставляет удовольствия и отнимает силы. Дает же силы живое общение с детьми, сам воспитательный и образовательный процесс.
Значение имеет и благодарность. Учителю так важно, чтобы его труд был отмечен, и лучше публично. Жаль, не все директора школ это понимают. Нередко складывается так, что хвалят лишь нескольких «звездных» педагогов, а основная масса остается незамеченной, хотя каждый имеет собственные, пусть небольшие, победы. Раньше источником благодарности являлись родители, а сегодня они все чаще «наезжают», выступая не союзниками, а контролерами. Современная лексика этому способствует: они заказчики образовательной услуги, то есть потребители. Какой учитель чувствует себя счастливым? У которого благодарные родители и ученики! Недавно в Екатеринбурге проходил театрально-образовательный праздник с актуальным для нашего разговора названием «Счастливые дети», я была его организатором. Один класс опаздывал из-за дорожных пробок: дети звонили мне и умоляли дождаться, ведь со сцены будут награждать и поздравлять их любимых педагогов. Они еще маленькие, но сердцем понимали, как важно учителю публичное признание.
— Ощущению радости нередко мешает усталость: мы столько работаем!
— Дело не в количестве работы. Усталость не приходит сама по себе. Человек устает по двум причинам. Первая: он неправильно распределяет свой ресурс. В школе дети отдыхают через каждые 45 минут. А учителя в перемену торопятся к директору, готовятся к следующему уроку. Взрослый человек должен уметь контролировать свой рабочий процесс. Когда организму требуется отдых, нужно взять паузу, ненадолго закрыть кабинет, послушать любимую музыку, заглянуть в альбом с фотографиями детей, посмотреть милый ролик про кошек, кому что нравится.
Вторая причина: к усталости приводит сопротивление. Где-то человек слишком напрягся: от общения с ребенком, от разговора с коллегой. Это сигнал, следует проанализировать день, уловить момент напряжения и не позволять раздражению раскручиваться дальше.
Женщины просто обязаны решить проблему своей усталости. Ведь у большинства – семьи, которым тоже необходимо дать свою любовь, свою часть.
— В сознании многих счастье не может быть однобоким. Известная формулировка: счастье – это когда утром человек с радостью идет на работу, а вечером с радостью идет домой. Как современной женщине соединить дом и дело?
— Приоритеты все-таки приходится расставлять: либо на всю жизнь, либо на конкретный период. Должна быть выделена доминанта, иначе человек просто загонит себя, исчерпает.
Однако если женщина испытывает настоятельную потребность успеть по всем направлениям, она может этого достичь. Нужно стать внутренним управленцем, менеджером для самого себя. Так выстроить взаимодействие между разными сферами существования, чтобы одна не мешала другой. Например, утро посвящено исключительно мужу и детям. Днем семья знает, что без повода и звонить запрещается. Вечером телефон отключается для деловых звонков…
— В педагогике достаточно высок процент женщин, не имеющих собственной семьи, живущих ради «чужих» детей. В некоторых странах одинокая женщина даже считается более предпочтительной для работы в школе.
— Так природой установлено, что женщина – своеобразный «ресурсный центр»: она накапливает силы, любовь, энергию, чтобы потом их отдать мужу, детям, другим людям. Мужчина забирает часть ее ресурса, и это нормально, тогда он может горы свернуть. Многие семейные проблемы зарождаются в детстве: если, например, мать не додает ресурс сыну, он вырастает эгоистичным и не желающим брать на себя ответственность; если дочь не воспитана отдающей, к ней не «притянется» мужчина. Если по какой-то причине у женщины нет своей семьи, потребность отдавать никуда не исчезает. Профессия педагога дает прекрасную возможность эту естественную природную потребность реализовать. У каждой женщины обязательно должен быть «резервуар отдачи себя», иначе она не будет чувствовать себя счастливой. Я общалась со многими педагогами, посвятившими жизнь работе в детских домах. Среди них немало одиноких женщин: это щедро отдающие себя люди.
Понимаете, истинная любовь, она же безусловна. Какая разница, твой ребенок или чужой, хулиган или послушник, дети они и есть дети.
— Наиболее удовлетворенный жизнью человек, которого я встречала, преподаватель информатики в обычной школе, внешне не имеет особой «счастливой атрибутики» в виде больших денег, блестящей карьеры, любящего мужа и шикарной квартиры. Так что же, счастье – исключительно внутреннее состояние?
— Единственный источник счастья (как, впрочем, и несчастья) находится внутри нас. Счастье – не материальная структура, а энергетическая. Для того чтобы быть счастливым, не надо, по сути, никакой «упаковки»: семья-дети-квартира-машина-триразавгодотпуск. Знаю массу людей, имеющих все это, но не способных словить качество счастья. Скорее наоборот: накопительство – первый признак того, что человек что-то в себе замещает. Атрибуция – сокрытие внутреннего неудовлетворения.
На мой взгляд, ничего на это понятие накручивать не нужно, его определение чрезвычайно просто. Счастье – это категория самореализации человека. И все. Для кого-то реализация – это профессия. Для кого-то дом, дети, внуки. Главное, чтобы человек знал, чувствовал свою цель пребывания на земле и соответствовал ей. Тогда он и будет счастлив.
Опубликовано в «Учительской газете»
1Людмила
пишет 14 Июн 2014 в 16:23
Очень интересная беседа,я абсолютно со всеми выводами согласна.